Сергей РЯБУХИН: Минздрав, требуя повысить цены на водку, хочет "создать себе клиентуру"

Минздрав направил в Минфин предложения о повышении акциза на алкоголь с содержанием спирта более 9%. По мнению Минздрава, водка должна дорожать быстрее инфляции, чтобы население переходило на менее крепкие напитки. Данную инициативу могут реализовать в 2018 году. Сегодня минимальная цена за 0,5 литра водки достигает двухсот пяти рублей. "Правда. Ру" попросила прокомментировать эту инициативу сенатора РФ Сергея Рябухина, председателя комитета по бюджету и финансовым рынкам.

— Минздрав направил в Минфин предложения о повышении в следующем году акциза на алкоголь. Действительно ли потребление крепких спиртных напитков зависит от его цены? Если стоимость будет выше, то пить будут меньше?

— Я думаю, это вредная идея со всех точек зрения. В первую очередь — с точки зрения интеграции налогового законодательства между странами Евразийского экономического союза. Вот в министерствах здравоохранения Казахстана и Белоруссии это прекрасно понимают: люди пить меньше не будут. Если повысить акцизы, население будет пить белорусский самогон и казахстанские крепкие напитки. В Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении это понимают.

Минздрав России, к сожалению, с такими международными факторами считаться не хочет. В результате мы сейчас загнали в подполье 50% производства крепкого алкоголя. Потерял бюджет, а граждане потеряли здоровье. Потому что пьют суррогат, всякую гадость. Поэтому такие инициативы Минздрава направлены на то, чтобы "создать себе клиентуру", причем с летальным исходом. Это очень вредная идея.

— Какие меры помогут снизить потребление спиртного со стороны населения — в частности, контрафактного алкоголя?

— Я думаю, что надо, во-первых, выводить из тени производство незаконного крепкого алкоголя. Тогда будет меньше проблем для Министерства здравоохранения, потому что пьют всякую гадость. Во-вторых, надо все-таки смотреть, что происходит в мире в этой области. Что касается Совета Федерации, мы взяли на себя инициативу и вместе с Росалкогольрегулированием, Росспиртпромом, МВД, ФСБ, Следственным комитетом за полтора года уже уничтожили двести шестьдесят заводов. Мы полностью остановили это производство, закрыли, продукция уничтожена.

Сейчас на сорока двух площадках временного хранения лежит около четырех тысяч тонн единиц оборудования незаконного производства. По решению суда оно будет уничтожено. Все это последствия неразумной акцизной политики. А Минфин, когда Росалкогольрегулирование стало структурой при Минфине, быстро разобралось и поддержало позицию Совета Федерации. Ни в коем случае нельзя повышать акцизы. Более того: я считаю, что их надо понижать. Но хотя бы не повышать, и дать возможность догнать казахам и белорусам, киргизам и армянам российский уровень акцизов.