Тринадцать лет назад, 24 августа 2004 года, с интервалом в одну минуту потерпели крушение два авиалайнера: Ту-154 авиакомпании "Сибирь", летевший по маршруту "Москва-Сочи" и Ту-134 компании "Волга Авиаэкспресс", совершавший рейс по маршруту "Москва-Волгоград". Оба самолета, вылетевшие из аэропорта Домодедово, разбились в результате срабатывания взрывных устройств, которые были пронесены на борт террористками-смертницами.
Пассажирский самолет, следовавший в Волгоград, рухнул неподалеку от деревни Бучалки в Тульской области; Ту-154, выполнявший рейс в Сочи, потерпел катастрофу вблизи поселка Глубокого в Ростовской области. В результате терактов погибли 90 человек — пассажиры и экипаж обоих лайнеров.
По версии следователей Генпрокуратуры, террористки — уроженки Чечни Аманат Нагаева и Сацита Джебирханова — собрали пояса шахидов, начинив их гексогеновой смесью, в туалетах на борту самолетов.
О том, что сейчас делается для безопасности пассажиров в российских и зарубежных аэропортах, "Правда.Ру" спросила у генерального директора Ассоциации аэропортов гражданской авиации Виктора Горбачева.
— Как вы оцениваете эффективность дополнительных мер безопасности в российских аэропортах, введенных после терактов?
— Во-первых, выпущен 16-й Федеральный закон "О транспортной безопасности", который вводит дополнительные меры по обеспечению транспортной безопасности не только в аэропортах, но и на всех остальных видах транспорта. Если говорить об аэропортах, то после терактов их территорию разделили на зоны ответственности. Усилили роль видеонаблюдения; теперь в аэропортах оно ведется не только в зоне, где пассажиры проходят через рамки, но и в зале ожидания. Также на входах в аэровокзалы установлены дополнительные магнитные рамки, где осуществляется серьезный контроль не только за улетающими или прилетающими пассажирами, но и проверяются сопровождающие их лица.
Кроме того, для автотранспорта установлены зоны разрешенного подъезда к зданию аэровокзала. На сегодняшний день она составляет тридцать метров — ближе уже не подъедешь.
— Что вы можете сказать об уровне безопасности в российских аэропортах по сравнению с другими странами?
— Есть определенные требования к каждому аэропорту, которые устанавливаются Международной организацией гражданской авиации. Международные эксперты осуществляют проверку аэропортов раз в два-три-четыре года — в зависимости от того, какие это государства. Кроме этого, каждая страна может устанавливать и свои дополнительные меры.
Некоторых мер безопасности, которые существуют в российских аэропортах, нет ни в одном государстве. Например, при входе в здание аэровокзала в людей проверяют сейчас через интроскоп. Этого нет ни в Европе, ни в Америке, а только у нас. Уже упомянутая тридцатиметровая зона подъезда к аэровокзалу также существует только в России.
Видеосистемы, конечно, есть во всех международных аэропортах, но они не охватывают все зоны так, как в России. Несмотря на теракты в Брюсселе и Париже, европейцы почему-то не пошли на ужесточение контроля в аэровокзалах. Они считают, что это неудобно для пассажиров. Они пошли по другому пути, просто усилив контроль внутри. То есть запустили кинологов с собаками, полицейских; они проводят патрулирование, но не устанавливают дополнительные рамки.
— Возможно ли снятие запретов на полеты в Египет, если в аэропортах этой страны появятся терминалы, где будут работать российские специалисты?
— Если там установят отдельные терминалы для граждан России, то это будет в корне неправильно. Во-первых, это вызовет внутреннее возмущение. Во-вторых, это наводит на мысль, что если там собирают россиян, то в этих терминалах можно устроить теракт. Правда, террористам все равно, кого атаковать — своих, чужих — главное, чтобы жертв было больше.
Египет — это совершенно другая вещь, здесь решаются политические вопросы. Египетские аэропорты полностью соответствует всем необходимым требованиям. Там даже на входе в аэровокзал рамки стоят, как и у нас. Только после прохода через магнитную рамку можно зарегистрироваться и затем пройти в зону ожидания.
Беседовала Лада КОРОТУН