Президиум Совета по приоритетным проектам и стратегическому развитию при российском президенте утвердил приоритетный проект "Создание новой модели медицинской организации по оказанию первичной медицинской и санитарной помощи". Такие данные опубликованы на сайте российского правительства. Отмечается, что реализация этого проекта позволит добиться сокращения очередей, времени записи на прием к врачу и ожидания пациентов, сократит сроки ожидания диспансеризации, повысит качество услуг и уровень удовлетворенности пациентов.
Реализация проекта рассчитана до 1 апреля 2023 года. В паспорте проекта также указывается, что курировать его доверят заместителю председателя правительства России Ольге Голодец. По данным кабмина, в следующем году примерно половина медицинских учреждений должны будут наладить процедуры реагирования на несоблюдение сроков ожидания медицинской помощи. К 2020 году количество таких учреждений должно вырасти до 75%, а в 2022 — до 95%. Разумеется, вопрос эффективности очередных мер остается открытым. На данный момент куда интересней выглядит вопрос о реальности реализации проекта, а также о том, хватит ли медицинским учреждениям человеческих ресурсов на обеспечение соответствия сроков и прочих аспектов. В чем суть проекта по улучшению работы системы здравоохранения в стране? Об этом в эксклюзивном интервью "Правда.Ру" узнала у члена сенатского комитета по социальной политике, заслуженного врача России Владимира Круглого.
— В чем суть проекта? За счет каких ресурсов планируется достичь заявленных результатов?
— В послании Федеральному собранию президент сказал, что одна из самых больших проблем у нас в стране — это оказание первичной медико-санитарной помощи. Поликлиники во многих случаях работают неэффективно.
Есть проблемы:
Так что появление этого приоритетного проекта актуально и важно как для пациентов, так и для врачебного сообщества. Согласно документу, приоритетом работы поликлиник станет уменьшение нагрузки на врача по ведению медицинской документации. Документооборот максимально переводится в электронный вид. Чтобы врач мог основную массу времени уделить пациенту на приемах, будет больше задействован средний медицинский персонал. Усовершенствуется запись к врачу, чтобы не создавать очереди. Самые важные и особо посещаемые кабинеты перенесут на первый этаж. Это сделает их доступнее для людей с ограниченными возможностями.
— Многие новации касаются только крупных городов, а в сельской местности медицинское обслуживание пока оставляет желать лучшего. Наиболее эффективным для пациентов стало бы приближение первичной помощи к людям. Для этого в сельской местности уже открываются офисы врача общей практики. Но такие же структуры можно создать и в городах. Например, офис врача общей практики можно открыть в одной из квартир многоквартирного дома. Такой медик должен знать каждого человека в этом доме, оказывать первую помощь пациентам и следить, чтобы люди вовремя проходили профилактический осмотр, диспансеризацию.
— То есть это будет семейный врач?
— Врачи общей практики не должны заниматься лечением детей. Я в этом убежден на 100%. Педиатрия должна остаться отдельным направлением. Потому что никогда врач общей практики не сможет оказать необходимую помощь и профилактику заболеваний у детей. Это совершенно, с моей точки зрения, неправильно и контрпродуктивно.
— Какие недостатки в работе поликлиник больше всего волнуют пациентов?
— Во-первых, очереди. Трудно попасть не только к узкому специалисту, но и к своему лечащему врачу. Это нарушение принципа доступности, терапевтическо-санитарной помощи и диагностики. Вот это недопустимо. С другой стороны, у нас пациенты часто сами себе назначают лечение, медицинских показаний к которому нет. А пациент недоволен, что врач не назначает то лечение, которое ему хочется. В целом, большая проблема с доступностью узких специалистов. Особенно это касается сельских жителей. Я уже не говорю про удаленные районы — Якутию или Магаданскую область. Даже в средней полосе России есть большая проблема с узкими специалистами. Чтобы получить консультацию, нужно ехать за 200-300 километров. Это недопустимо. Люди жалуются именно на недоступность узких специалистов, в том числе для детей.
— Как вы оцениваете уже действующие нововведения в российских поликлиниках? Показала ли свою эффективность электронная запись к врачам?
— Очень часто это работает через портал госуслуг, но для пенсионера это не такое простое дело. И вообще, не только для пенсионеров, а для многих людей. Поэтому нельзя сказать, что электронная запись — очень эффективный инструмент. Есть и другая проблема. Люди с острой болью приходят и "наслаиваются" на электронную запись. Пациентам снова приходится стоять в "живых" очередях. Кстати, сейчас очень серьезную помощь пациентам должны оказывать страховые компании, службы страховых поверенных. Эта система действует целый год, и ее телефон есть на страховом полисе. Но пока еще немногие знают о существовании такой службы. Страховой поверенный должен следить за тем, чтобы человек вовремя проходил профилактические осмотры. Для этого они должны рассылать СМС. Поверенные рапортуют, что рассылают миллионами СМС. Но мне кажется, что страховые компании лукавят: они не заинтересованы в глобальном увеличении обращений.
Беседовала Лада КОРОТУН