Министерство труда согласовало проект приказа Министерства здравоохранения, который предполагает изменение порядка выдачи больничных по уходу за детьми. Если ребенок является тяжело больным, то родители получат возможность брать больничный по уходу за ним вплоть до наступления его совершеннолетия. Речь идет о детях с поствакцинальными осложнениями, онкологическими заболеваниями и прочими тяжелыми нарушениями здоровья. Как объяснили в ведомстве, теперь родители смогут ухаживать за такими детьми или даже лежать с ними в стационаре клиники вплоть до 18 лет; ранее такой больничный можно было оформить лишь в том случае, если ребенку не исполнилось 15 лет. Это же касается и детей с ВИЧ. Правда, с оговоркой: норма применима лишь в том случае, если инфицированный ребенок лежит в больнице. Есть в этом документе и еще несколько интересных нововведений: к примеру, больничный по уходу за детьми-инвалидами теперь может быть неограниченным, в то время как ранее он не мог превышать 120 дней за год. А отпуск по уходу за заболевшим ребенком в возрасте до семи лет теперь можно будет взять на весь период лечения, хотя прежде подобный отпуск ограничивался 60 днями в году. К чему приведет реализация этого документа на практике? Насколько обременительными могут стать для страховых фондов огромные выплаты при длительных больничных по уходу за детьми? Не попытаются ли работодатели найти лазейку, чтобы избавиться от столь проблемных сотрудников? Об этом "Правда.Ру" побеседовала с директором Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Ларисой Попович.
— Минтруд согласовал проект приказа Минздрава, который меняет порядок выдачи больничных по уходу за детьми: если ребенок тяжело болен, родители смогут брать больничный по уходу за ним вплоть до его 18-летия. Убрали ограничительный подпункт, где указано: "Не более чем на 60 календарных дней в календарном году". Сумма оплаты больших больничных может потянуть минимум на сотни тысяч. Справятся ли страховые фонды? Будут ли работодатели терпеть таких работников?
— Работодатель не оплачивает эти больничные, он оплачивает только первые дни. А дальше оплачивает Фонд социального страхования. Поэтому в данном случае никакого ущерба работодателю сверх того, что он сейчас несет, не произойдет.
Весь вопрос в сумме оплаты: сколько денег будет полагаться по больничному? В целом, мое отношение к инициативе позитивное. Все это в интересах семей и детей. При этом я не вижу никаких изменений в плане финансовых потерь и документальных осложнений для работодателя.
— Но инициатива в то же время дает и дополнительные возможности для мошенничества работников: например, всегда можно попросить врача о дополнительном продлении больничного после выздоровления. Или, допустим, если ребенок уже болеет, тогда при устройстве на работу можно оформить "серую" зарплату, получая деньги за то, что числишься в штате. Как это будут отслеживать?
— Мы ведь не отказываемся от использования квартир из-за того, что существует воровство в квартирах? Не думаю, что это так уж спровоцирует мошенников; будут, возможно, только единичные случаи.
В конце концов, это достаточно быстро определяется, потому что произошел переход к электронным больничным. Это позволяет довольно быстро промониторить ситуацию.
Нет, я думаю, что это очень правильные и достаточно позитивные сдвиги, которые улучшат ситуацию, сделают ее более пациентоориентированной. Родители не должны бояться пользоваться социальными возможностями, которые дает наше государство. Семьи должны чувствовать поддержку и понимать: главное, что от них требуется — это здоровые дети. Это правильно.
— В советские времена больничные были нормой; теперь оплачиваемый отпуск и больничный все чаще становятся номинальными явлениями. Тех, кто часто болеет, современные работодатели не очень любят. Да и не все служащие жаждут брать больничные, чтобы не терять денежные средства.
— Сейчас есть стандартные нормативы. Сумма выплат — отдельная тема для разговора. Если семья готова жить на деньги, которые вынужден оплачивать Фонд социального страхования, несмотря на небольшую сумму, то это ее решение. Если нет, люди ищут дополнительные источники доходов. Пока реальность такова. Главное, государство должно заботиться о том, чтобы за детьми был надлежащий уход, а родители могли себе это позволить.
Беседовала Татьяна ТРАКТИНА