Почему мы сразу бежим с жалобой в прокуратуру, а не идем в местный отдел внутренних дел? Перестали доверять полиции, вовремя не получив нужный отклик на возникшую проблему? Как ведется контроль за жалобами граждан в полицию? Что фиксирует речевой регистратор?
В вопросах, связанных с обращениями граждан в районный ОВД, "Правде.Ру" помогла разобраться начальник штаба УВД по САО Москвы, подполковник внутренней службы Татьяна Орлова.
— Как вы относитесь к постоянным жалобам от граждан? У вас и так много серьезных дел, обязанностей, преступлений, которые надо расследовать.
— Дело в том, что обращения граждан — это не только жалобы, сюда относятся все заявления, прошения и сообщения, которые поступают в органы внутренних дел. Эти сообщения носят абсолютно разный характер: бывают жалобы, когда люди недовольны принятыми, по их ранее поданным заявлениям, решениями; кто-то выражает неудовольствие действиями органов внутренних дел; поступают предложения и о том, как усовершенствовать работу ОВД.
Но в основном все же идет огромный поток информации о происшествиях, об административных правонарушениях, о совершенных преступлениях. Все это звенья одной цепи, все это рассматривается в соответствии с федеральным законом №59, потому что так же, как и любое направление деятельности, эта работа у нас регламентирована ведомственным законодательством и нормативными актами.
У нас есть два приказа, которые утверждают инструкции по работе с поступающей информацией. Эти приказы целиком и полностью базируются на федеральном законе. Когда граждане сообщают нам о преступлениях и происшествиях, тут же начинает проводиться проверка. На первый план выходит, естественно, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
— Получается, вы каждое заявление должны рассмотреть и ответить даже на самое абсурдное?
— Начиная с 2011 года, регистрируется любое поступающее сообщение: плачет ребенок у соседа, кошка испортила коврик у входной двери… Порядок рассмотрения жалоб может варьироваться, но регистрируется все однозначно.
— К кому и с какими вопросами люди должны идти в органы внутренних дел? Каковы ваши полномочия? У нас же есть Генпрокуратура, Следственный комитет, Росгвардия, Министерство юстиции...
— Всегда лучше обратиться в территориальные органы внутренних дел прежде чем идти в прокуратуру, потому что прокуратура — это надзорный орган. Я знаю, что у нас граждане очень любят сказать: "Я напишу заявление в прокуратуру". Вас никто не ограничивает в правах, пожалуйста, обращайтесь, но гораздо целесообразней в большинстве случаев прийти именно в территориальный орган МВД. Он наиболее приближен к гражданам.
В Москве трехдверная система ОВД. Она существует только в городах федерального значения — в Москве, Петербурге и Симферополе, где есть районные отделы внутренних дел, окружные и городские управления. Окружное управление осуществляет контролирующую функцию, его задача состоит в том, чтобы все поступающие заявления были зарегистрированы.
В связи с этим действует уполномоченный орган — комиссия по контролю за соблюдением законности и учетно-регистрационной дисциплины. У нас в Северном округе сейчас как раз проходит операция под названием "Законность", в ходе которой мы проверяем, как территориальные органы выполняют эту обязанность. Это осуществляется посредством проверки речевых регистраторов.
— Вам можно позвонить в управление?
— Конечно! Хотя звонить в управление нет особой нужды. На нашем официальном сайте размещены все телефоны и контакты дежурной части и окружного управления, которые точно так же принимают обращения, заявления.
Но всегда надежнее обратиться в службу "02", потому что, во-первых, там очень жесткие фиксация и контроль, поступающие сообщения невозможно укрыть от регистрации. Помимо телефона "02" есть номер "112". Звоните, вас переключат, дадут возможность связаться с нужным сотрудником.
Беседовал Саид Гафуров
К публикации подготовил Юрий Кондратьев