Министерство внутренних дел Российской Федерации рапортует, что за первую половину текущего года количество преступлений, совершенных подростками, сократилось почти на 22% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Эксперты связывают это с положительными изменениями в государственной молодежной политике, эффективной профилактикой преступности и развитием в стране волонтерского движения. В течение первых шести месяцев 2017 года в стране было зафиксировано 19,8 тысяч несовершеннолетних преступников, в то время как за тот же период 2016 года эта цифра превысила 25 тысяч человек. В частности, отмечается 20-процентное сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных либо самими подростками, либо при их непосредственном участии.
По данным пресс-службы МВД России, за последнее десятилетие такие положительные изменения в статистике превратились в устойчивую тенденцию, что может свидетельствовать о высокой эффективности реализации государственной политики в области детства. Насколько названная ведомством цифра соотносится с общемировыми показателями и данными по подростковой преступности в наиболее развитых странах мира? Какие механизмы профилактики подростковых правонарушений и защиты детства существуют в стране на данный момент? Какие из них могут быть подготовлены российскими законодателями в обозримом будущем? Эксклюзивное интервью "Правде.Ру" дал бывший заместитель министра юстиции, экс-заместитель генерального прокурора страны и первый заместитель главы МВД в 1998–2000 годах Владимир Колесников.
— В России подростковая преступность сократилась на 22% с начала года. Экспертное сообщество видит причины в изменениях молодежной политики, в профилактике преступности и развитии волонтерского движения. Вы согласны, что снижение есть или это никак не ощущается? Почему снижается? Растет сознательность, патриотические чувства?
— Да, это на самом деле так. Все, что вы перечислили, имеет место быть. Также я бы добавил сюда международную обстановку. Это, конечно, сплачивает молодежь, так как определены совершенно другие цели: они всё видят, понимают и задумываются о своей судьбе.
— Вице-президент Российской ассоциации криминологов, доктор философских наук Игорь Сундиев видит в качестве важнейшего механизма профилактики правонарушений среди молодежи широкий выбор возможностей для самореализации. Сейчас существует довольно много вариантов того, как подростку заработать во время летних каникул. Вы согласны, что это тоже важный момент?
— Совершенно верно. Еще, на мой взгляд, гораздо больше было преступлений против собственности, краж, а сейчас все эти объекты соответствующим образом укреплены, налицо более рачительное отношение людей к собственности. Весь этот комплекс, конечно, сказывается на поведенческом алгоритме молодежи.
Я недавно беседовал с одним из руководителей МУРа по поводу фанатского движения — ведь там тоже идут большие качественные процессы, направленные на то, чтобы вопросы хулиганства, нарушения общественного порядка, сходили потихоньку на нет. А это миллионы ребят, которые включены в движение. Правоохранительные органы предпринимают серьезные меры, чтобы не допускать конфликтов. Это особенно важно в преддверии будущего чемпионата мира, важно для имиджа нашей страны в том числе. Ведется большая комплексная работа, которая приводит к сокращению преступлений, к позитивным результатам, поэтому все закономерно.
— А правозащитники хвастают, что снижение обусловлено тем, что они вырастили поколение свободных людей с другими приоритетами. Якобы вместо того, чтобы совершать хулиганства, особо ретивые молодые люди тратят свою энергию на посещение митингов. Как вам такое объяснение?
— Что касается правозащитников, то, конечно же, среди них есть люди, которые искренне делают свое дело, но говорить о том, что таких большинство, я не могу: это незначительная группа людей. Остальные хотят выдать желаемое за действительное, и их роль в этом плане негативная, отрицательная.
Зачем выводить молодежь на улицу, для чего? Если эти вопросы можно решить в соответствующих структурах. Они делают ставку на качества всегда присущие молодежи: азарт, горячность, пыл. Они играют на лучших чувствах. А эффект получается обратный, потому что это обман.
Лучше бы брали пример с президента: недавно он проводил такого рода встречу, которая получилась красивая, интересная, нужная обеим сторонам. А почему бы такие встречи не организовывать на губернаторском, мэрском уровнях? Молодое поколение нельзя списывать со счетов и замалчивать проблемы, надо охватить эту активную часть населения самым большим вниманием. Эти процессы идут, но хотелось бы их более глобального масштаба, чтобы оттеснять проблемы, которые стоят на пути. Президент продемонстрировал, как это делать. Я считаю, остальным надо подключиться. И мы достигнем тех результатов, к которым стремимся.
Нужно рассказывать молодежи, что стоит за всем происходящим. У нас много проблем, и эти проблемы некоторые западные силы в рамках информационной войны используют в свою пользу; этого, естественно, нельзя допускать. Конечно, Западу, прежде всего американцам, не нравится, что мы хотим самостоятельно жить, развивать свою страну. Мы строим многополярный мир, а они категорически с этим не согласны. Вот почему со всех сторон пошла атака. Нам не простили нашей самостоятельности, но тем не менее мы можем добиваться этой цели. Надо делать ставку на молодежь. Тогда их попытки включить наше молодое поколение в разрушительные процессы не увенчаются успехом. Жизнь показывает, что все происходит наоборот. Это у нас в крови: мы мобилизуемся в тяжелые времена, максимально сплачиваемся, когда сложно. Наши дети видят несправедливость происходящего, поэтому повышается их сознательность.
Беседовала Татьяна ТРАКТИНА