Мусорные свалки, разбросанные по бескрайним просторам России и портящие жизнь многих наших граждан, стали притчей во языцех. Ведь ежегодный объем промышленных и бытовых отходов в нашей стране составляет пять миллиардов тонн, из которых перерабатывается лишь незначительная часть. В результате на территории, равной четырем миллионам гектарам (площадь Нидерландов), накопилось до 100 миллиардов тонн отходов! Возможно, что 2017 год, названный Годом экологии, поможет переломить ситуацию в лучшую сторону.
Если верить данным нью-йоркского Института Блэксмита, Россия занимает девятое место в списке самых токсичных мест на планете. В топ-10 самых загрязненных городов мира вошли Дзержинск и Норильск. Отметим, что твердые бытовые отходы занимают лишь 2,3% от общего количества мусора, а львиный 91% образуется при добыче полезных ископаемых. Всемирный банк не преминул упрекнуть Россию в том, что она обеспечивает свой экономический рост за счет природного капитала в ущерб формированию накоплений для будущих поколений. С другой стороны, как заявил на заседании госсовета по экологии в декабре прошлого года президент Путин, ущерб от плохой экологии ежегодно составляет от шести до пятнадцати процентов ВВП. Если взять только бытовые отходы, то их ежегодный объем равен 70 миллионам тонн, из которых перерабатывается в лучшем случае шесть-семь процентов. Все эти свалки загрязняют воздух, почву и грунтовые воды, нанося непоправимый ущерб природе и здоровью населения. Как показывают исследования в сфере здравоохранения, проживание по соседству со свалкой повышает риск развития нарушений нервной системы на 29%, костно-мышечной системы — на 16%, кожи — на 32%. А те женщины, которые живут в радиусе полутора километров от свалки, рискуют с вероятностью 12% родить больного ребенка.
Бедственное положение в мусорной сфере имеет далекие корни: это и советское наследие, и недостаток экологического воспитания, и стремление нажиться в ущерб окружающей среде и в нарушение природоохранного законодательства со стороны бесчестных дельцов. Не последнюю роль тут играет и отсутствие четких ориентиров и решительных действий со стороны правительственных структур. А ведь мирового опыта положительного решения проблем с отходами хоть отбавляй. В США только мусороперерабатывающих заводов 550, а задействованная в сфере сбора и утилизации мусора рабочая сила насчитывает полтора миллиона человек. Если брать в целом, то в сфере экологии действует около 56 тысяч предприятий с годовым оборотом около 240 миллиардов долларов — это целая отрасль промышленности. В Японии принят закон о поощрении эффективного использования ресурсов, который стимулирует предприятия к рекуперации материалов. 98% металла там получают из вторсырья. В Японии принято также сжигать мусор, так как не хватает места для складирования. Так, в Токио есть 15 мусоросжигательных заводов, которые не только уничтожают мусор, но еще и обеспечивают подачу тепла в соседние здания — жилые дома, школы или ботанические оранжереи. При этом воздух не загрязняется благодаря использованию высокотехнологичного оборудования.
Европа в сфере экологии, как известно, впереди планеты всей. В странах ЕС перерабатывается и вновь используется в производстве до 60% мусора. Для граждан Евросоюза сортировка мусора стала обычным делом; для бумаги, пластика, стекла и металла там есть отдельные контейнеры. Предприятия также строго следуют установленным жестким требованиям, так как за нарушения приходится платить высокие штрафы. Например, в Швейцарии захоронение отходов полностью запрещено. Одна половина перерабатывается, а другая половина подвергается термообработке на 30 заводах, которые параллельно поставляют тепло и свет для тысяч домохозяйств и ряда промышленных предприятий. В Швеции производителей обязывают утилизировать упаковку и товары с истекшим сроком эксплуатации: автомобили, шины, электротовары, батарейки и лекарства. Эта северная страна занимает лидирующее положение в применении технологий, превращающих отходы в энергию.
Сегодня в Евросоюзе стремятся к созданию нового типа экономики — циклической, в которой вообще нет места понятию "отходы". В ней все органические и технические отходы используются повторно, а энергия должна поступать из возобновляемых источников. Правовой базой для циклической экономики служит принятая Европейской комиссией программа безотходной технологии, в фарватере которой движутся сегодня такие страны, как Дания, Нидерланды, Швейцария и Швеция. На фоне экологических достижений развитых стран мира довольно скромно выглядят наши планы по строительству четырех мусоросжигательных заводов в Подмосковье и одного в Татарстане. Введение экологического сбора, который российские предприятия начали платить с 2017 года, — хорошее подспорье, но этих ресурсов будет явно недостаточно. Видимо, параллельно с выработкой стратегии экономического развития следует всерьез продумать и экологические аспекты роста. Ведь цифровая экономика с ее передовыми технологиями не может быть антагонизмом циклической экономики.