Определять, готова ли приемная семья взять на воспитание ребенка, будут по специальным критериям. Их разрабатывает Минобрнауки. Об этом рассказала уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова.
По ее мнению, необходима "диагностика" тех родителей, которые хотят стать приемными. Такие семьи нужно лучше готовить, повышать их "профессионализм".
При этом Кузнецова предостерегла от "негативной риторики" и желания "повесить ярлык или клеймо" в отношении всех приемных родителей в России после ряда громких инцидентов. Она отметила, что на подобные факты нельзя закрывать глаза, но не стоит и преграждать путь добросовестным родителям, которые действительно хотят взять ребенка на воспитание.
Ранее было предложено отдавать детей в другие семьи только в том случае, если все родственники откажутся от такой обязанности. Если сейчас для этого нужен письменный отказ родителей, то в будущем может потребоваться отказ всех близких.
Также парламентарии предложили разрешить брать в приемные семьи не больше троих детей. Исключение могут составлять случаи, когда на воспитание берут родных братьев и сестер.
"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Ирине Полежаевой, председателю Общественного совета опекунов, попечителей, приемных родителей Москвы.
— Сейчас же существуют школы приемных родителей. Этого недостаточно? Что конкретно имеется в виду?
— Что имеется в виду, я не знаю, потому что, в принципе, все работает, все есть. Но, к сожалению, невозможно этими методами выявить и исключить на сто процентов, как хочется всем нам, случаи насилия, садизма, педофилии.
Я считаю, что школа обучает того, кто хочет знать. А того, кто пришел, не дай бог, с какими-то злыми намерениями изначально, отличить и обезвредить очень сложно. Он ходит, старательно записывает, все лекции посещает — претензий к нему быть не может. Состояние здоровья проверяется, отсутствие судимости проверяется. То есть судимый за преступления против личности никак не может стать приемным родителем.
В принципе, вроде все сферы схвачены, где могут возникать проблемы. Однако есть два спорных момента. Первое, все равно существуют люди, к сожалению, которые ищут что-то другое в родительстве. И второе, есть люди, которые хотят, но переоценивают свои силы. Вот на второе, мне кажется, можно повлиять, что-то сделать, изменить. Когда люди просто берут детей от доброй души, берут много и очень быстро попадают в ситуацию, что больше нет сил так жить. Все оказывается намного тяжелее. Когда мы в школах это обсуждаем, я не могу убедить людей. Рассказываю много, говорю всю правду, как трудно, как тяжело. Не верят, считают, что справятся, а потом только время показывает, насколько они переоценивают свои возможности.
— Психологическая диагностика в этом случае поможет?
— Она необходима. Но мне кажется, что у нас психология далеко не всегда и не везде на таком хорошем уровне. Важно ведь, чтобы психологи были в высшей степени компетентны, иначе мы действительно получим какой-то там междусобойчик и "нравится — не нравится". А необходимо получить серьезный анализ личности.
Например, психологи очень часто забраковывают кандидатов, имеющих на все свое мнение, потому что с ними непросто работать. А такое качество как стойкость родителя, готовность отстаивать свою позицию, — это хорошее и необходимое качество. Человек, который не умеет это делать, как он будет воспитывать другого и отстоит его интересы? Если на него чиновник прикрикнул, а он тут же сложил лапки. Ничего не выйдет.
— Проблема еще и в недостаточной компетентности психологов?
— Я не вижу выхода в том, если мы максимально часто и много будем привлекать психологов. Потому что я сама работаю постоянно и сталкиваюсь с тем, что наука сырая. Очень много непонятного, не все так просто. Милейший, доброжелательный человек может счесть насилием со стороны приемной матери ее настойчивое стремление заставить ребенка читать книги, делать уроки или руки вымыть. К сожалению, и с этим сталкиваемся. Что это за подход, какой это уровень профессионализма? Это караул просто, слезы и смех.
— Так, может быть, как раз всеобщие критерии оценки помогут? Или, наоборот, нельзя всех под одну гребенку?
— Я думаю, очень трудно здесь сказать однозначно. Я думаю, стопроцентной панацеи нет. Но надо работать, надо стараться сокращать число случаев, когда родители оказываются неспособными к правильному воспитанию своих детей, а тем более опасными. Это безусловно. Страдают дети и родители. Все страдают. Наш общественный совет при Министерстве образования всегда готов к любому сотрудничеству, и мы принимаем участие в рабочих группах, даем оценки и характеристики с учетом своего опыта. Есть большой опыт не только по взаимодействию с детьми, но и по взаимодействию с чиновниками.
Беседовала Татьяна ТРАКТИНА