Второго августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", который установил правовые основы организации и осуществления такого контроля за деятельностью государства и муниципалитетов. Так кто же они, эти представители общественного контроля — городские сумасшедшие или люди с высокой гражданской активностью и ответственностью?
Под общественным контролем в Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Какую роль играют общественные организации в решении экологической проблемы регионов?
Об этом "Правде.Ру" рассказали президент АНО "Устойчивое развитие" Наталья Розина и активист "Народного фронта", руководитель Центра обеспечения экологического контроля, зампред Общественного совета при Росприроднадзоре Елена Гришина. Они уверены, что общественный контроль — это важнейший инструмент, способный решить множество проблем в сфере ЖКХ.
— Что такое общественный контроль? И что общественные контролеры могут сделать для улучшения экологии?
Елена Гришина: Общественный контроль у нас существует достаточно давно. Многие активные люди с гражданской позицией обращали внимание властей на определенные проблемы, которые возникали в том или ином регионе. В 2014 году был принят 212-й Федеральный закон об общественном контроле, где было четко регламентировано, что это такое. Там также были определенны субъекты контроля: это органы исполнительной власти.
Что касается экологического направления, нам не хватало более регламентированной, прописанной в законодательстве работы по регулированию общественных экологических направлений. С января 2017 года вступили в силу поправки к седьмому Федеральному закону, где в статье 68 четко говорится о регламенте работ общественных инспекторов по охране окружающей среды. Теперь все законы у нас есть, просто нужно их исполнять.
2017 год — Год экологии и Год общественного контроля по направлению экологической безопасности. У нас есть ряд организаций, которые уже давно занимаются этой деятельностью. Например, Всероссийское общество охраны природы и наш недавно созданный Центр общественного экологического контроля.
Каждый занимается своим направлением и несет ответственность за то, что делает. Ведь в ряде случаев общественный контроль, особенно в сфере экологии, используется для экономической войны между предприятиями, а не в позитивном русле. Поэтому, конечно, надо очень внимательно относиться к этим организациям.
Мы уже неоднократно говорили на площадках общественных палат России и нашего региона, что необходимо создать реестр общественных организаций, которые занимаются контролем в сфере охраны окружающей среды и природопользования. На недавнем Невском конгрессе Валентина Ивановна Матвиенко в итоговом докладе тоже это отметила. Это очень важно.
При Общественном совете при Росприроднадзоре создана комиссия по координации работы общественно-экологических инспекторов, которую я возглавила. Мы сейчас формируем методики обучения и аттестации гражданских активистов, которые хотят стать общественными инспекторами.
Положительная практика, которая существует в Хабаровском крае, Республике Татарстан, Московской области и других регионах должна тиражироваться на все регионы. Мы хотим собрать весь опыт, сделать аналитику и запустить грамотную работу общественно-экологических инспекторов при территориальных органах Росприроднадзора.
— 212-й Федеральный закон установил правовые основы организаций осуществления контроля за деятельность государства и муниципалитетов. Как власти относятся к институту общественного контроля? Не воспринимают ли они общественников как каких-то непонятных людей, которые мешают, отвлекают от работы?
Наталья Розина: Очень часто в общении с чиновниками мы действительно видим такое отношение: опять эти общественники пришли, опять они что-то придумали, шумят, выступают в соцсетях, что-то выискивают, занимаются непонятно чем… Многие считают, что нам обязательно за это все дело платят.
Я, например, мама четверых детей, мне не надо платить за эту работу, потому что я волнуюсь, в каком мире мои дети будут жить, чем они будут дышать и будет ли у них вообще достаточно пространства для нормальной жизнедеятельности. За заботу об окружающей среде мне совершенно не надо платить. Это меня непосредственно касается и волнует.
Власть по какой-то причине действительно боится общественников. Есть, конечно, положительные примеры взаимодействия, иногда даже власти сами приходят к общественникам и просят помощи. Но эти примеры единичны, к сожалению. При этом общественники видят, что у чиновников часто нет определенных сведений, не потому что они какие-то плохие или коррумпированные, а в силу того, что просто образования не всегда хватает, не может человек все аспекты знать до самых тонкостей.
И здесь можно прийти к общественникам и с ними посоветоваться. Например, в Москве в парках решили ввести раздельный сбор вторичных отходов. Все было бы идеально, если бы посоветовались с общественниками. А так закупили красивые корзинки пропорционально для разных видов мусора, но в парке всегда больше пластика, мало металла, а бумаги практически нет. Но хуже всего то, что не был заключен договор ни с одной вывозящей компанией, способной раздельно вывозить эти отходы. В результате эти корзинки стоят, а вокруг них валяются горы мусора. Получилась просто профанация.
РЖД тоже закупила урны для раздельного сбора для установки на МЦК. Ситуация произошла та же самая: урны закуплены неграмотно. Там опять отсек для бумаги, которой на РЖД практически нет. Нет отдела для металла: куда полетят алюминиевые банки? Чиновникам и бизнесменам надо выстраивать диалог с общественниками. Без этого будут возникать только новые проблемы.
ЕГ: Министерство ЖКХ пошло на контакт с жителями и с общественными организациями, была создана Ассоциация председательства многоквартирных домов Московской области. Возглавляет эту ассоциацию Юлия Белехова, у нее есть собственное мнение по ряду вопросов. Сейчас идет диалог между министерством и этой ассоциацией.
К сожалению, такого положительного примера в экологическом направлении у нас нет. Хотя была попытка создания института общественных экологических инспекторов. Возможно, это было бы хорошим подспорьем для решения экологических проблем и центром взаимодействия Министерства экологии и природопользования с общественными организациями и хозяйствующими субъектами. Нужен диалог между властью и людьми.
Беседовал Дмитрий Чариков
К публикации подготовил Юрий Кондратьев