Прибалты и украинские дети — самые пьющие в мире

Правда ли, что русские пьют больше всех в мире? Согласно последним данным, это совсем не так: пьющих, как выяснилось, гораздо больше в освободившихся от страшной советской опеки новых суверенных царствах-государствах. Так, выступавший в текущем месяце по этому поводу чиновник Всемирной организации здравоохранения объявил Литву самой пьющей страной в мире: здесь потребляют алкоголя более 16 литров в год на душу населения. Не менее ужасно спивается население и в Эстонии: слушания о буйном алкоголизме в рядах местной армии уже рассматриваются на правительственном уровне. Статистика неумолима, тем более когда речь идет о циррозе печени. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указывает также на запойный алкоголизм Белоруссии (данные разнятся, но, похоже, печальную пальму первенства литовцы делят именно с белорусами). Россия же не была во главе алкогольной статистики уже семь лет.

А что творится у наших западноевропейских соседей? Тут, как правило, народная молва считает самыми пьющими французов. Но дело в том, что наркологи из международных организаций считают не количество выпитого спиртного — от кефира и кваса до водки — а именно количество потребленного чистого этилового спирта в литрах. Французы, конечно же, не мыслят сесть за стол (кроме завтрака, естественно) без потребления спиртного. Но градусы в бутылке могут быть вполне умеренными. В среднем, львиная доля выпитого во Франции приходится на сухое вино, сидр и пиво, то есть градусы колеблются от одиннадцати-двенадцати до двух-четырех. Согласимся, что это относительно немного.

Еврочиновники считают, что самой пьющей в общем брюссельском доме остается Португалия. Второй в Европе идет Великобритания. Надо, конечно, отметить, что доступа к отрытой статистике сами французы не предоставляют. Европейцы измеряют не количество потребленного этилового спирта на душу населения, а частоту употребления алкоголя и среднюю дозу. Если же обратиться к объективным показателям, которые предлагает ОЭСР за 2015-й год (за 2016-й данные пока отсутствуют), то получается, что помимо уже упомянутых "чемпионок" Литвы и Эстонии, здесь же между ними на почетном втором месте стоит Австрия, а догоняет их Чехия. И только пятой по счету идет Россия. Франция числится седьмой, а на шестом месте Венгрия. Обновленные по первым пяти пьющим странам данные якобы показывают (полностью исследование по всем странам еще не проведено), что к Литве, Эстонии и Белоруссии надо присоединить еще и Польшу, которая идет с Россией буквально ноздря в ноздрю: около 12 литров алкоголя на душу взрослого населения в год.

Тут важно обратить внимание не только на линейные цифры, но и на тенденцию: в случае с Россией вектор ведет явно к снижению потребляемого алкоголя. Так, десять лет назад среднестатистический россиянин выпивал не менее 17 литров этилового спирта в год. С тех пор этот индикатор неуклонно падает, а вот у Польши за истекшее десятилетие прибавилось по одному литру на каждого взрослого поляка.

Примечательно, что вымирание алкоголиков как класса на нашей территории явно сочетается и с пропагандой спорта (можно вспомнить, сколько спортивных клубов было доступно каждому в начале нулевых и сколько сейчас), и медицинской профилактикой через диспансеризацию населения, да и просто при помощи замещения крепких спиртных напитков на слабоалкогольные.

Есть и еще одна интересная закономерность, отмеченная нашими СМИ: почему-то страны, отколовшиеся от России и уплывшие в самостоятельное плавание, стали запойными пьяницами мирового масштаба. Злорадствовать по этому поводу не стоит, ведь это страны и люди, с которыми нас связывает общее прошлое, а порой и единый язык общения, и родственные узы. Возникает впечатление, что само общество при помощи медицинских данных явно указывает на неблагополучие и проблемы. Тут, к сожалению, также проявила себя и Украина, занявшая, согласно ВОЗ, первое место в мире по детскому алкоголизму, а заодно и по темпам роста ВИЧ-инфекции. В то же время, для сравнения, та же Молдова, потребляющая огромные объемы сухого вина местного производства, подобными проблемами отнюдь не страдает.

Если вдуматься, речь идет о медленном, растянутом во времени самоубийстве государств, потерявших истинный меридиан и курс и медленно дрейфующих в неопределенное будущее.