Иркутская область не только начала интенсивно развивать экономику — это не самоцель. Власти в первую очередь уделяют внимание сохранению природы, развитию социально-культурной инфраструктуры и созданию комфортной среды для жителей и туристов. Сначала экология, затем инфраструктура, потом бизнес — сообщил "Правде.Ру" губернатор Сергей Левченко о своем алгоритме действий в области.
— От советской плановой экономики остались не только действительно замечательные достижения и масштабные производственные победы, но и досталось весьма тяжелое наследство в виде недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства, недостаточной социально-культурной обустроенности. Жилые дома, которые строились в расчете на краткосрочный период сейчас превращаются в ветхий жилой фонд. У вас это осложняется еще и огромными расстояниями. Эти проблемы являются головной болью всех губернаторов. Как они решаются у вас?
— Конечно, Сибирь, с точки зрения комфортности проживания, количества услуг, которые люди могут получать близко к дому, европейской части страны проигрывает. В советское время молодежь ехала сюда на крупные стройки, для нее вопросы бытового устройства, комфортности проживания были не настолько важны, как этого требует сегодняшнее время.
— "А я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги", — как тогда пели.
— Совершенно верно. Со времени крупных строек: Братской, Усть-Илимской, Иркутской гидроэлектростанций, БАМа, огромных промышленных предприятий, — у нас осталось достаточно много жилья. Эти дома были временными, и сегодня в Иркутской области, конечно, очень большая доля такого ветхого и аварийного жилого фонда.
Поэтому мы, как только появилась возможность, начали активно реализовывать федеральную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Сразу, к сожалению, учли далеко не всё. Тем не менее сейчас это верстается достаточно быстро. Уже хорошо, что на эту проблему обратили внимание в Москве и центр участвует в софинансировании.
В Иркутской области сейчас переселение идет планомерно. Мы много уже переселили, отстает только один город Братск. По остальным городам мы уже эту программу завершили. Она заканчивается 1 сентября этого года. Будет ли продляться, я пока не знаю, но мы все равно будем это делать. Если не будет общероссийской, сделаем по жилью региональную программу. Я в послании уже поставил задачу, чтобы со следующего года была такая областная программа.
Кроме этого, конечно, очень много нужно построить школ, медицинских учреждений. Мы достаточно много сделали за прошлый год, по крайней мере запустили несколько больниц, которые строились (вернее, не строились) больше десяти лет. Эти долгострои были главным образом в сельских поселениях.
Теперь там работают большие современные больницы. Поэтому мы очень сильно прибавили с этой точки зрения решения одной из самых важных проблем, потому что здравоохранение всегда на первых местах. Ведь это нужно для здоровья людей, поэтому эти задачи нужно решать в первую очередь.
Взялись и за школы. Федеральная программа "Большая перемена" родилась относительно недавно — в середине прошлого года, и нам нужно было в этот последний вагон впрыгнуть, и мы успели. Уже сделали очень хорошую школу на 1275 мест с бассейном и всей остальной нужной атрибутикой в Иркутске. В этом году мы будем строить 15 школ в разных поселениях на большой территории вокруг. Все они будут только в одну смену работать. Более того, мы начинаем создавать так называемую умную школу. Это первый проект в России.
— А что это такое?
— Это школа самого современного плана, она такая красивая, что даже похожа на некое инопланетное сооружение. Эта школа предназначена для тех, кто будет показывать хорошие знания, учиться по усиленным программам, олимпиады будет выигрывать, различные конкурсы. И кроме того, там же будут жить в коттеджах семьи с приемными детьми. Очень интересный и разноплановый проект.
— Как решаются проблемы с Байкалом? В связи с развитием туризма туда приезжает все больше и больше наших соотечественников, а также туристов из Китая и других стран. После них остается огромная свалка.
— Я бы не стал выделять ту или иную нацию. Я недавно журналистам такой пример приводил. К нам иногда прилетают специалисты по экологии из разных стран, и после них мы занимаемся уборкой мусора. Поэтому все тут хороши. Вот жители Иркутской области, особенно те, кто живет на берегу Байкала, — они гораздо лучше к нему относятся, чем приезжие.
Туризм действительно сейчас уже сильно развит. И каждый год процентов на сорок-пятьдесят прибавляется. В некоторых районах населения всего тысяч десять, а туда приезжает только за теплый сезон по 250 тысяч человек. Вы представляете, сколько мусора нужно убрать за теми, кто плохо себя там ведет.
Поэтому стоит комплексная задача. Нужно не только наводить порядок, но и создать условия, чтобы люди имели возможность куда-то поместить мусор, и надо воспитывать, просвещать людей, прививать культуру отдыха. Во-вторых, на берегу Байкала переработка мусора невозможна по закону. Значит, нужно вывозить его за пределы экологической зоны и уже после этого пакетировать либо уничтожать.
Второе направление, конечно, создание комфортных условий для тех, кто там проживает. Эту задачу мы решаем таким образом: во всех бизнес-проектах (какие бы они ни были — российские или иностранные) мы всегда определяем такой алгоритм: сначала экология, затем инфраструктура, потом бизнес.
Это касается создания всех туристических кластеров и вообще туристического бизнеса на территории Иркутской области и, тем более, Байкала. Это понимают и сами предприниматели. Ведь если вокруг твоей гостиницы будет плохо, то к тебе просто никто не поедет. Байкал — это, конечно, жемчужина. Байкал жив и в последнее время стал только лучше, а слухи о его смерти (как и о моей) явно преждевременны и очень сильно преувеличены.
Беседовал Дмитрий Нерсесов
К публикации подготовил Юрий Кондратьев