"Золотую молодежь" взвесили на весах Фемиды

Фото: Архив Pravda.Ru

Гагаринский суд Москвы вынес приговор представителям "золотой молодежи", которые, уходя от погони и оскорбляя полицейских, устроили шоу в Сети. Многие блогеры недовольны судейским вердиктом, считая приговор слишком мягким для столь резонансного случая. Проявили ли компетентность судья и адвокаты? Будет ли повторение подобных случаев?

Жили-были мальчики и девочки, у которых было все, но не было драйва. И купил папа одному из них Mercedes Geländewagen. Машина вместила в себя всю компанию, а мозги каждого из мальчиков и девочек не смогли вместить ничего, кроме опасного для окружающих хулиганства, да снять все происходящее на видео.

За исключением технических новинок в виде автомобиля и видеокамеры — ничего нового. Лев Толстой в романе "Война и мир" описал происшествия с дворянской "золотой молодежью" эпохи Александра Павловича в тогдашней столице: "Достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.

— Хороша, ma chère, фигура квартального, — закричал граф, помирая со смеху".

Однако и при Александре Павловиче зачинщики потехи понесли наказание. Как-никак, а действия направленные против представителя власти. Нищеброда Долохова разжаловали в солдаты, а сынка богача Пьера выслали в Москву…

Напомним предысторию инцидента. В воскресенье, 22 мая 2016 года, с 6 до 11 часов утра экипаж из шести патрульных машин на Ленинском проспекте преследовал внедорожник Mercedes Geländewagen, который грубо нарушал правила дорожного движения (проезд на красный свет, пересечение двойной сплошной). Как потом выяснилось, за рулем автомобиля находился сын вице-президента нефтяной компании "ЛУКойл" Руслан Шамсуаров.

В соцсетях был выложен видеоролик, на котором видно, что группа молодых бездельников нарушала ПДД на виду у сотрудников дорожной полиции, от которых попыталась на большой скорости улизнуть, выезжая на тротуары и газоны, создавая различные опасные ситуации. К счастью, обошлось без жертв.

Однако дело дошло до генерал-лейтенанта полиции Анатолия Якунина, призвавшего "в рамках служебной проверки выяснить, в чем причина, почему дальше они до конца это дело не довели, почему они не задержали, почему не доставили в отдел, не написали рапорта за злостное неповиновение. Что это? Халатность, непрофессионализм, незнание закона? Или здесь, может быть, какие-то другие вопросы? Может быть, здесь по линии службы собственной безопасности надо посмотреть? Может быть, здесь заинтересованность какая-то?"

Назвав произошедшее 22 мая "беспределом", шеф столичной полиции обратился к начальнику управления дознания с тем, чтобы "возбудить необходимое уголовное дело". Дело приобретало неумолимый характер и элементарно откупиться уже не было никакой возможности.

Оставалось иным способом похерить дело, чтобы мажоры не получили реального срока. Наняли хороших адвокатов, которые уцепились за "прорехи" в следственном деле…

Полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Михаил Барщевский в беседе с корреспондентом Pravda. Ru отметил, что "следствие было проведено совершенно безграмотно, а суд ведь рассматривает только предъявленное обвинение. И какое обвинение предъявили — такой приговор и получили. Мне кажется, что следствие шло не по правильному пути, поэтому приговор получился таким, по утверждению многих, избыточно мягким. Но эта проблема не юридическая, а социальная. Это же не первый случай с мажорами! Эта проблема, которая должна решаться на уровне, мне кажется, воспитательном, а не уголовном. То есть, их правильно осудили, все хорошо, но это не способ решения проблемы.

В результате сына вице-президента "ЛУКойла" Руслана Шамсуарова, предпринимателя Виктора Ускова и администратора в консалтинговой фирме Абдувахоба Маджидова, который, будучи единственным трезвым в компании, управлял внедорожником, обвинили в создании угрозы жизни и здоровью сотрудников ГИБДД по предварительному сговору (ч. 1 ст. 318 и ч. 2 ст. 35 УК РФ). Членам компании были инкриминированы публичные оскорбления сотрудников полиции (ст. 319 УК РФ).

Для Руслана Шамсуарова и Абдувахоба Маджидова прокурор попросил по два года и одному месяцу колонии общего режима и по 300 часов обязательных работ по статье за оскорбление полицейских. Для получившего этим летом условный срок за кражу Виктора Ускова обвинение просило чуть более строгое наказание — два года и семь месяцев колонии за создание угрозы жизни полицейским и 300 часов обязательных работ за оскорбления. Еще один участник гонок — 20-летний Магомед Тетерашвили скрылся от следствия и находится в розыске.

17 октября 2016 года столичный Гагаринский суд по основному обвинению в создании угрозы жизни и здоровью сотрудников полиции всех трех подсудимых оправдал, хотя все представленные обвинением доказательства суд счел убедительными, а все до единого доводы защиты, напротив, необоснованными. Тем не менее, оправдательный приговор Шамсуарову, Маджидову и Ускову был вынесен в связи с некорректностью инкриминируемого обвинения. По ст. 319 был оправдан только один из подсудимых — находившийся за рулем автомобиля Маджидов. Принадлежащий Шамсуарову внедорожник суд конфисковал в пользу государства. Примерная стоимость модели Gelandewagen G 63 AMG превышает 10 миллионов рублей.

Получается, наша Фемида дала разрешение вызывающе себя вести с представителями власти, поскольку не произошло показательной "порки"? Этот вопрос Pravda. Ru адресовала доктору юридических наук, почетному адвокату России, профессору Людмиле Айвар.

"Абсолютно не согласна, потому что действительно показательная "порка" случилась, — ответила она. — Вокруг этого дела было много всяких комментариев. Думаю, что в данной ситуации наказание абсолютно правильное. Ведь оскорбление должно касаться конкретного лица. Нельзя оскорбить всех полицейских. Если бы они говорили, что лейтенант имярек действует правильно или не правильно — это было бы квалифицировано как деяние. То наказание, которое к ним применили, абсолютно подпадает под данную статью. Хорошо, это "золотая молодежь", давайте мы призовем ее к ответу, посадим, жизнь испортим, давайте мы расправимся с ними! Ведь важна не мера наказания, а его неотвратимость. Думаю, если они не сделают выводы, если не встанут на путь исправления, тогда, конечно, нужно будет наказывать их более жестко. Но в нынешней ситуации, — к счастью для них, к сожалению, может быть, для общества, — отсутствует правовая норма, которая бы могла применить к ним более жесткое наказание. Я их не защищаю и не выгораживаю. Они гоняли на автомобиле и, слава Богу, никого не убили и сами не убились. Полицейские остались живы — это чудо! Но мы же по последствиям наказываем. Не знаю, может быть, мой комментарий будет не одобрен общественностью, но я считаю, что наказание должно быть все-таки адекватным правонарушению, а не в угоду общественному мнению. Да, сын высокопоставленного клерка, но это не значит, что его нужно упечь в тюрьму. Это не значит, что представителю "золотой молодежи" не надо дать возможности исправиться. У меня самой дети молодые. Я вижу, какие они бесшабашные. В свои 25 лет они, по большому счету, еще дети. Думаю, что общественный резонанс и общественное осуждение должны дать тот положительный эффект, который хотела вложить в свой обвинительный приговор судья. К слову, прокуратура еще может внести протест на приговор в связи с мягкостью, в связи с незаконностью прекращения уголовного дела по угрозе жизни полицейским".

На вопрос нашей редакции Михаил Барщевский ответил: "Я бы не сказал, что не произошло показательной порки. У молодых людей появилась на всю жизнь судимость. На всю жизнь закрыт доступ к очень многим видам деятельности. Это не значит отсутствие показательно "порки". С моей точки зрения, не совсем корректное юридически, но достаточно строгое наказание".

Тем временем внимание общественности скорее тешит самолюбие (или что еще у них там) молодых бездельников. О том, как они учатся, безмолвно говорят их безграмотные тексты, размещенные в соцсетях. 22-летняя Мара Багдасарян, проходившая по этому делу как свидетельница, а ранее отсидевшая 10 суток за неповиновение требованиям сотрудников полиции, теперь обвиняет журналистов в продажности и угрожает им судами и "антирекламой".

К сожалению, должны констатировать: если оставить все как есть, то необходимо будет принять закон, по которому полицейским придется открывать огонь на поражение, чтобы остановить "оборзевших ребят" (по выражению официального представителя СК России Владимира Маркина). Только пуля уравняет в правах богатых и бедных.