За кем гонятся полицейские-мотоциклисты

Мотовзводы ГИБДД существуют уже несколько лет, и их становится все больше. Каковы права и обязанности байкеров-полицейских? Часто ли у них происходят погони за нарушителями? О работе подразделения мотоциклистов рассказал Pravda.Ru заместитель командира отдельного батальона ГИБДД УВД по Восточному административному округу по городу Москве майор полиции Антон Овчинников.

Расскажите о подразделении полицейских-мотоциклистов, которое существует в вашем административном округе. Сколько там людей, чем занимаются?

— В отдельном батальоне ГИБДД Восточного округа существует мотовзвод, который оснащен мотоциклами по последнему слову техники. Марки мотоциклов — BMW. Сезон у нас начинается в апреле. Перед этим мы проводим подготовку, готовим технику к сезону. Сотрудники мотовзвода проходят дополнительные курсы по применению спецсигналов, по обслуживанию мототехники. Потом Управление ГИДД города Москвы в лице руководителя столичного управления проводит строевой смотр — торжественное открытие мотосезона дорожно-патрульной службы, и с этого начинается служба на мотоциклах.

— А когда закрывается сезон?

— В сентябре-октябре, в зависимости от погодных условий.

— Ради чего ГИБДД пошло на создание таких взводов? Каковы их непосредственные задачи?

— Сотрудники полностью оснащены, то есть они могут оперативно приехать на перекресток, где машине дорожно-патрульной службы тяжело пробраться, оказать какое-то содействие. Например, сопровождение или перекрытие. То есть выполнить непосредственные должностные обязанности сотрудника полиции, в том числе сотрудника дорожно-патрульной службы. Но их преимущество — это мобильность, быстрота. Их обязанности: профилактика дорожно-транспортных происшествий, профилактика нарушений правил дорожного движения со стороны мотоциклистов. Но они и мимо другого административного нарушения не проедут.

— Есть ли какие-то правила для мотоциклиста-полицейского? Например, при включенном сигнале на служебной машине полицейские имеют преимущественное право проезда. Для мотоциклиста-полицейского как это организовано?

— Мотоцикл имеет цветографическую раскраску, проблесковые маяки, которые установлены по стандарту. То есть мотоциклетный служебный транспорт имеет то же самое преимущество, что и автомобиль, согласно правилам дорожного движения.

— То есть, в принципе, полицейский-мотоциклист может на красный сигнал светофора проехать?

— Да, он может отступить от правил дорожного движения. Но он должет убедиться, что все участники дорожного движения видят его, остановились, то есть предоставляют ему преимущество, чтобы не произошло дорожно-транспортное происшествие со служебным автотранспортом.

— Как вы догоняете мотоциклы? Были ли случаи, когда мотоциклисты устраивали гонки с полицейскими? И всегда ли их догоняли?

— Бывало много историй. Чтобы решать проблему, мы привлекаем и дополнительные силы. Это работа дежурных частей, это работа других нарядов, постов, сотрудников полиции в целом. Сотрудники работают в системе единой дислокации, соответственно, постоянно идет передача информации. Бывали разные случаи: нарушители бросали мотоциклы, убегали в лес и их догоняли уже сотрудники вневедомственной охраны, сотрудники дорожно-постовой службы. Конечно, неостановка транспортного средства происходит часто. Но, в основном, это злостный нарушитель, не имеющий прав на управление транспортным средством, либо совершивший другие нарушения.

— Одно из самых распространенных нарушений ПДД - это превышение скорости. Случаются ли такие погони, как в кино? И что делает полицейский на мотоцикле, когда видит, что человек несется с бешеной скоростью?

— Бывают такие случаи, что водитель испугался чего-то или не увидел знак ограничения скорости, и тогда полицейский может жезлом, свистком привлечь его внимание, чтобы водитель адекватно себя вел. Но бывают и случаи погони.

Раньше на дорогах творилось было много подростков на скутерах без элементарной экипировки, что часто приводило к их гибели в ДТП. Как вы считаете, после того, как появились отдельные категории скутеристов, квадроциклы и так далее, ситуация изменилась?

— В целом, да. Два года назад было очень много скутеров до 50 кубических сантиметров. Родители покупали их своим детям, и начиналась езда по проезжей части, по дворовой территории, что, конечно, небезопасно. Соответственно, к ответственности было привлеченомного несовершеннолетних: через сотрудников полиции, через ПДН их доставляли с родителями, то есть уже работали сотрудники территориальных отделов полиции. В школах проводились профилактические беседы с учителями, с родителями, это тоже помогло. Сейчас уже есть изменения.

То есть, если ты управляешь мопедом, мотоциклом до 50 сантиметров, то должен иметь водительское удостоверение, нужно иметь категорию. Соответственно, если они ездят по улицам города, то уже с документами и так, как это предусматривают правила дорожного движения. Люди уже знают, что будут большие административные штрафы. То есть ситуация исправляется в лучшую сторону.

— С этой категорией водителей работают мотоциклисты-полицейские?

— Дорожно-патрульная служба в целом. Наряды проводят профилактику и пресекают грубые нарушения, предупреждают водителей. Бывает, на оживленных перекрестках при перестроении или на повороте с перестроениями водители транспортных средств не видят мотоциклистов в зеркале заднего вида. Обычно перед началом мотосезона водителей транспортных средств призывают смотреть в зеркала налево и направо при перестроении, при повороте, при развороте, чтобы увидеть мотоциклиста и дать ему преимущество, если он едет по прямой полосе.

— С 8 июня в правилах дорожного движения начала действовать новая статья об опасном вождении. Каким образом это относится к категории "водители-мотоциклисты"?

— Да, в статье оговаривается рев двигателя, резкие перестроения, попытки проучить водителя, если он не пропустил (то есть резко перестроиться перед ним или резко остановить мотоцикл). Бывает, что и зеркала сносили и уезжали. Есть такие мотоциклисты-наглецы без государственных регистрационных знаков, чтобы камеры их не могли запечатлеть.

Многие водители жалуются на мотоциклистов, поскольку они реально ездят очень опасно, между полос, по разделительным полосам, а между тем, у автомобилей есть некая слепая зона, и мотоциклиста можно просто не увидеть. Это действительно страшно — сбить мотоциклиста, и водители очень боятся таких вещей.

— Водителей все равно надо призывать быть внимательными, смотреть в зеркала, тем более на дворовых территориях, при движении задним ходом и так далее, потому что все может быть.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала