В России готовятся принять закон о наказании за агрессивное вождение. Как будет определяться степень виновности водителей? На эти и другие вопросы Pravda.Ru ответили командир роты отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по СВАО по городу Москве, майор полиции Вадим Ковалев и автор блога "Записки автомеханика", известный автомобильный эксперт Илья Николов.
— С чем связано агрессивное поведение водителей, как вы думаете?
Вадим Ковалев: Это происходит из-за различных ситуаций. Бывает, возникают жизненные проблемы, например, кто-то превышает скоростной режим, пытаясь быстрее попасть на рабочее место. Другие постоянно нарушают ПДД, особенно это касается молодых людей с небольшим опытом вождения. Дорога предусматривает большой стресс для водителей. Не все они стрессоустойчивы, поэтому иногда возникает агрессия, которая может перерасти в насилие.
— Как вы думаете, это только наша беда, или это происходит во всем мире и не зависит ни от российских дорог, ни от нашего менталитета?
В.К.: Я думаю, что психология людей одинакова, независимо от расы. Если судить по зарубежным роликам в интернете, такие ситуации возникают по всему миру.
Илья Николов: Я хотел бы подчеркнуть, что за границей подобное поведение, несомненно, есть, но не в той мере. Агрессивность на дороге изначально проистекает из агрессивности самой жизни, и человек, находящийся в состоянии стресса, выезжая на дорогу, дает выход накопленной агрессии. Поэтому ее причины стоит искать прежде всего в окружении человека. Вот он пришел домой — жена его поругала. Он посмотрел телевизор — там тоже все не так. Потом человек выехал на дорогу, там кто-то его подрезал, и начинается конфликт. Это очень характерно для бывшего СССР. Например, водитель такси, который меня вез в студию, сам из Таджикистана. Он рассказывал, что что-то подобное, но с уклоном в азиатский менталитет, у них тоже происходит. Я наблюдал агрессивное вождение и в Грузии, несмотря на то, что там очень жестко работает полиция. Вообще бывший СССР — наибольшее поле агрессии на дороге. В меньшей степени видел подобное в Греции.
— И что делать ГИБДД, чтобы не случалось таких происшествий, которые тянут на выезд группы ППС и могут даже привести к уголовным последствиям?
И.Н.: Давайте для начала разделим понятие "агрессия на дороге". Есть агрессивное вождение — это отдельная тема, а есть проявления агрессии к другим участникам дорожного движения: угрожающие знаки, подрезание, торможение перед другим автомобилем, выскакивание перед ним, махание кулаками. Это промежуточное явление. Третий вид проявления агрессии на дороге — чисто уголовные моменты. Например, до недавнего времени ездили какие-то бандиты, запугивали, "разводили", что им поцарапали машину и т. д. Прежде всего надо разделить эти три понятия и с каждым из них бороться каким-то определенным методом. Что касается непосредственно агрессивного вождения, то против этого необходим закон. Но беда в том, что четкого понимания, что такое агрессивное вождение, нет.
В.К.: Агрессивное вождение — это необоснованная дорожная ситуация. На самом деле их видно. Например, человек перестраивается из ряда в ряд, допустим, из крайнего левого в крайний правый при наличии трех полос движения. Повороты, которые производятся не из крайнего положения, а из среднего, а иногда даже из левого ряда направо или из правого ряда налево. Визуально легко выявить, когда водитель не просто перестроился один раз, а целенаправленно едет с высокой скоростью и с частым перестроением.
— Сейчас очень активно обсуждается закон об опасном вождении. Все переживают из-за того, что в этом законе нельзя будет четко прописать, нарушение каких правил будет считаться агрессивным поведением на дороге. Например, сколько перестроений за какой период времени будет считаться опасным вождением?
В.К.: Это все должно быть видно из складывающейся ситуации. Я думаю, что сотрудникам полиции будут даны определенные разъяснения, в какой мере принимать поведение на дороге за нарушение. Сейчас закон еще не принят, поэтому нет четкого разъяснения.
И.Н.: Вы знаете, я не первый год пристально наблюдаю за ситуацией на дорогах, и могу сказать, что будет, если примут этот закон. Будет примерно то же самое, что было с ксеноном и с ремнями. Когда приняли закон по поводу ксенона, за этот ксенон дорожная полиция лютовала месяца три, а потом это сошло на нет. Сейчас, если остановят, то лениво могут докопаться до наличия ксенона. То же самое было с ремнями. Когда ввели большие штрафы за непристегнутый ремень, ГИБДД полютовало месяца три; сейчас штрафуют, но не в той мере. При этом, если в случае с ксеноном или непристегнутым ремнем есть четкий критерий, то в случае агрессивного вождения четкого критерия нет.
В.К.: Мы сейчас спорим о том, чего еще нет. Закон еще не принят. Если его примут, то будет четкое разъяснение и будут проводиться занятия с личным инспекторским составом. В любом случае, если вы считаете, что под это можно подвести любое нарушение, то у гражданина остается право на обжалование действий сотрудника в течение 10 дней с момента вынесения постановления. Поэтому я не считаю, что это будет каким-то камнем преткновения.
— Давайте вспомним последние случаи с так называемыми мажорами, детьми богатых родителей на дорогах. Их неподчинение сотрудникам ГИБДД вызывает непонимание со стороны общества, со стороны судебных органов и полиции. В СМИ отмечали, что если бы это были обычные граждане, а не "золотая молодежь", то за такие действия посадили бы на большой срок, а не ограничились 15 сутками исправительных работ и штрафом. Почему неподчинение сотрудникам ГИБДД так выборочно карается? Должна ли быть ответственность за неподчинение полиции и ГИБДД? Как это должно быть организовано?
В.К.: В Административном кодексе есть статья 19.3, где сказано о неисполнении законного требования сотрудника полиции. В том числе это касается погони, это уже неоднократное неисполнение законного требования сотрудника полиции. Водитель, за которым осуществляется погоня, как в случае того инцидента на Ленинском проспекте, привлекается к ответственности по статье 19.3 — до 15 суток административного ареста.
И.Н.: Вряд ли это кого-то чему-то научит, потому что примчится папа и все решит. Поэтому я считаю, что служащий ГИБДД должен быть абсолютно защищен от подобного давления. Не знаю, каким образом это можно сделать. Также я считаю, что наказание за неподчинение полиции должно быть жесточайшим. Работник полиции, чувствуя свою защищенность от возможного давления, сможет в полной мере контролировать ситуацию на дороге, в том числе с такими неадекватными сыночками богатых пап, с депутатами, с власть имущими — без разницы.
В.К.: Я с Ильей хочу все-таки не согласиться. У нас закон для всех равен. За период моей службы не было такого, чтобы мне кто-то устроил неприятности по работе.
— И все-таки, что делать полиции и водителям? Как бороться с агрессией на наших дорогах?
В.К.: Водителям я хотел бы дать рекомендацию. Агрессии подвержен любой водитель, тем более в Москве, где высокая интенсивность движения. Случается, одного водителя подрезал другой, или ему показалось, что он его подрезал. Почему не рассматривать эту ситуацию с той стороны, что этот водитель мог просто ошибиться? Не надо устраивать разборки. Агрессивное вождение также проявляется во время спешки. Прежде чем выезжать из дома, рассчитайте время с учетом хотя бы незапланированной остановки, воспользуйтесь навигатором. И не надо реагировать на поведение других водителей, принимайте это, как плохую погоду.
И.Н.: Хотите услышать рецепт от меня? Надо стать буддистом на дороге. Я имею ввиду, что, садясь за руль, надо успокоиться. В конце концов, твое здоровье и здоровье окружающих не стоят сэкономленных пяти минут. Для молодежи тоже есть очень хороший совет: нравится тебе визжать колесами — не вопрос, полно закрытых трасс. В выходные поехал, заплатил немного — и хоть обгоняйся. Кстати, наиболее спокойные на дорогах общественного пользования водители — это те, кто занимается автоспортом. Они оставляют свой адреналин там, на трассе, и потом ведут себя как абсолютно спокойные, флегматичные люди. Вот это я бы и посоветовал молодежи.
Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова
Беседовала