Наши школы штампуют неудачников пачками

Чему должна учить детей школа? В чем преимущества семейного образования? Достаточно ли социализированы будут дети после домашнего обучения? Действительно ли общеобразовательная школа изжила себя? На вопросы Pravda.Ru ответил председатель Региональной общественной организации "Московский городской родительский комитет", преподаватель Руслан Ткаченко.

— Чем занимается Московский городской родительский комитет? Существуют ли какие-то единые проблемы для всех московских школ, которые характерны только для нашего региона, или все-таки в каждой школе свои проблемы, свои задачи, свои сложности?

— У каждой школы свои проблемы. Они настолько специфические, что наша организация не занимается конкретно проблемами школ. Мы лоббируем какие-то общие интересы.

Московский городской родительский комитет — это структура экспертов по лоббированию интересов родителей и детей. Начиналось все с каких-то приземленных интересов, теперь мы чаще работаем именно с федеральными проблемами.

Поскольку в Москве департамент образования — довольно тонкая и закрытая структура, которая не приемлет серьезного диалога с общественностью, так получилось, что нам было проще заниматься федеральными проблемами.

Семейное образование

— Это связано с тем, что проблемы носят федеральный характер, или с тем, что решение проще пробить на федеральном уровне?

— И с тем, и с другим. Как пример, мы в свое время занимались проблемами семейного образования. Когда обсуждался федеральный закон о семейном образовании, естественно, мы его обсуждали на федеральном уровне.

— А что получилось с семейным образованием?

— Оно попало в закон. Мы активно лоббируем этот вопрос, и теперь семейное образование — достаточно законная форма жизни учеников.

Что такое семейное образование? Когда ребенок ходит в школу, ответственность за образование лежит на школе, а когда ребенок на семейном образовании, ответственность за образование лежит на родителях.

При этом есть механизм сдачи экзаменов. Ребенок на семейном образовании сдает аттестацию по той программе, которая есть у всех. То есть, если химия за восьмой класс подразумевает набор каких-то знаний, то дети на семейном образовании тоже проходят этот курс.

Социализация ребенка

— Но есть образование, есть воспитание, а есть социализация ребенка. Как семейное образование соотносится с социализацией? То есть ребенок, который не прошел школу, не прошел драки, не прошел плохих учителей, не прошел несправедливость, не знает горя, в жизни нормально себя будет чувствовать?

— Он пройдет множество других способов социализации. Еще в советские времена была семья, которая первая, в моем опыте, на семейное образование вышла. В этой семье дети были с идеальным слухом, им нужно было по пять часов играть на скрипке, и они банально в школу не успевали. То есть это, наоборот, новый этап развития. Дети на семейном образовании посещают огромное количество кружков и секций, там социализации выше крыши.

Кстати, еще вопрос по поводу социализации: к какой социализации готовит школа? Где вы еще найдете коллектив примерно одного возраста, который насильно согнан и находится в определенном месте, откуда нельзя уйти? На заводе вы можете уйти и пойти в другой отдел, вы можете выбрать свой коллектив. Если вы пришли в коллектив и он вам не нравится, вы уходите. Единственное место, где примерно так же — это либо армия, либо тюрьма. Это то место, где вас забрали в коллектив, который вы не выбирали. Вот к чему готовят в школе?

А на семейном образовании, если вам не нравится учиться дома, вы можете пойти в школу. Ведь общая школа появилась не так давно. Она появилась под задачи XIX века. И общая школа в том виде, в котором мы видим ее сейчас, полностью себя реализовала в ХХ веке.

Чем должны заниматься общеобразовательные школы

— А в чем задача общеобразовательной школы?

— Это хороший вопрос. Есть набор знаний, которые, по идее, нужно передать ученику. Они передаются и, условно говоря, усваиваются. Почему условно? Потому что система такая, что ты сдал экзамен, получил "пять" — и ты можешь об этом забыть. Во-вторых, знания, которые передаются, сейчас не настолько актуальны, чтобы их запоминать.

А на семейном образовании есть возможность выбрать. Хорошо, если бы школа тоже давала такое умение. Я не говорю, что семейное образование — это некая панацея или школа — это что-то совсем плохое. Сейчас школа потихонечку перестраивается.

— Куда? В каком направлении должна расти школа?

— Очень много направлений. Сейчас очень сильно изменились потребности мира и возможности изменились. Раньше чем древнее был человек, тем более концептуальными знаниями он обладал. Прадедушка знал лучше, и поэтому молодой человек шел к прадедушке и пытался спрашивать. Сейчас дети подходят к папе, к маме с вопросом: "Что здесь, в айфоне, нажать?" Отец говорит: "А я не знаю". "А я знаю", — отвечает ребенок. Получается, что отец уже не авторитет.

Обновление знаний и информационный шум вокруг нас требует совершенно другого подхода к знаниям. Сейчас основная задача — не получать знания, а строить нужные фильтры, чтобы к тебе приходили нужные знания в нужном тебе формате, чтобы ты брал именно те знания, которые тебе сейчас, в данную минуту, нужны. Этому учит школа? Не учит. А кто этому учит? Это совершенно новая вещь.

Сейчас по всему миру стоит глобальный вопрос, как развиваться образованию. Жена покойного владельца Apple Стива Джобса объявила гран-премию в 50 миллионов долларов тому, кто предложит самую интересную систему образования в Америке. То есть она за свой счет ищет этих людей. И туда даже потянулись люди из стран СНГ, России, Украины и т.д.

Сейчас похожие разработки, допустим, Агентство стратегических инициатив делает. Там тоже возникает вопрос, куда идет образование, кого оно готовит, каким образом. Это не праздный вопрос. И я вас уверяю, что школа вынуждена будет сильно меняться. И семейное образование — это такой серьезный конкурент, глядя на который, школе придется развиваться.

Как правильно провести выпускной вечер

— Сейчас пошли последние звонки, совсем скоро экзамены. Как вы считаете, правильно ли у нас организовывают выпускные вечера?

— Я заранее прошу прощения у тех, для кого выпускной — это действительно очень важная традиция. Я не хочу ее как-то принижать, обижать тех, для кого это традиция. Но, в принципе, выпускной вечер, мне кажется, сейчас неправильно используется как повод.

Выпускной вечер — это первое сознательное действие детей после школы. Вот они выучились, выходят в жизнь... И что они делают первым делом? Выпивают и наедаются. Я немножко избалован, как бизнес-тренер, тем, что когда тренинги проходят, обучающиеся тут же реализовывают какой-то проект. Если мы проходили, допустим, как создавать мероприятие, то по окончании обучения нужно создать мероприятие, чтобы нам было интересно, придумать повод, сделать его. И в этой концепции я подумал: "Дети ведь учились, так сделайте что-нибудь". А они что делают? Пьянку, в лучшем случае, на пароходе. Лучше пусть сделают что-нибудь интересное.

Я считаю, что это не надо навязывать министерством, департаментом образования, это должна сделать каждая школа, может быть, каждый класс, ученики бывшие. Это же новый шаг, они уже бывшие ученики, состоявшиеся уже люди. Может быть, с помощью учителей придумайте что-то новое. Поставьте себе задачу удивить себя, показать, чему вы научились.

Мне кажется, если в таком контексте размышлять над выпускным, его можно сделать интереснее, разнообразнее, и тогда все эти пьянки, вечеринки, бальные платья уйдут далеко на задний план.

— Это, конечно, здорово, но они в таком стрессовом состоянии: у них ЕГЭ, у них вузы, а больше всего их волнует любовь и секс. А вы предлагаете еще думать о том, как удивить всех своим выпускным балом.

— В том-то и дело, что в моем понимании школа должна так учить, чтобы не нужно было думать, чтобы ты жил в постоянном творчестве, чтобы ты мог удивлять. Школа не учит так, чтобы ты мог удивить людей, мог придумать что-то новое.

Почему это важно? Вот мы коснулись вопроса глобального образования. Сейчас компьютеры умеют даже писать статьи. Статьи аналитического характера про фондовый рынок и прогнозы более точные делают, чем эти статьи, написанные людьми. Еще лет десять, и они будут просто идеальные. Поэтому все, что не требует творчества, скоро будет стоить очень дешево, потому что это может заменить компьютер.

Это значит, что те люди, которые не умеют что-то сочинять и давать, чтобы это было интересно, будут получать очень мало денег, потому что их можно будет заменить компьютером. И к этому будущему, где творчество, возможность переучиться, где стыки разных отраслей, разных наук, междисциплинарные какие-то открытия и прочая, школа не готовит.

Дисциплинирует ли наша школа

— Вам не удалось меня убедить, что школа не должна, в первую очередь, воспитывать сознательную дисциплину.

— К сожалению, сейчас школа не занимается сознательной дисциплиной. Чтобы дисциплину воспитывать, нужны рычаги, в том числе наказания. У школы сейчас нет рычагов наказаний. Сейчас даже не выгонишь из кабинета, не погрозишь пальчиком. Сразу отписывают на телефон и отсылают кому нужно.

Вы в курсе, что прокуратура дело рассматривает, где детей в начальных классах наказывали тем, что ставили им оценки, давали домашние задания, заставляли учить наизусть стихи? Сейчас учитель проходит под следствием за то, что он в начальных классах заставлял учить детей стихи наизусть, за это наказание.

Интервью к публикации подготовила Мария Сныткова

Беседовал