Что волнует родителей, отправляющих своих детей в современную российскую среднюю школу? Почему итоги реформирования нашей системы образования настолько удручающие? Нужно ли отменять ЕГЭ? На эти и другие вопросы Pravda.Ru отвечает председатель движения "Родительское всероссийское сопротивление" Мария Мамикоян.
— "Родительское всероссийское сопротивление" — не слишком ли громкое название? И кому мы, родители, должны оказывать сопротивление?
- К сожалению, есть очень многое, с чем мы не готовы соглашаться. Это касается и системы образования, и ювенальной юстиции — только объединившись, удалось противостоять этим юридическим "новациям". У нас есть право бороться за тот тип семейной жизни и образование, которые мы считаем оптимальным для своих детей.
Летом и осенью 2012 года прошли массовые родительские протесты, мы собирали подписи под требованием снять с рассмотрения в Госдуме два ювенальных законопроекта. Под ним тогда подписались двести шестьдесят тысяч россиян! Законопроекты с рассмотрения в итоге сняли, но их лоббисты остались, и они по сей день занимают командные посты. Они пришли в себя, перестроили свои ряды и принялись за старое.
Хочу, пользуясь возможностью, предостеречь: эта проблема касается всех, в том числе вполне благополучных семей. Основная идея этих людей состоит в том, что семья вообще представляет для ребенка опасность и его необходимо защитить от родительского произвола. И она постепенно обретает конкретные черты.
Врачи в поликлиниках, воспитатели в детских садах уже отчитываются по "своим" детям: какие у них семьи, есть ли у них царапины, ссадины. И в самые нормальные семьи уже может прийти бригада межведомственного взаимодействия и сказать: у вашего ребенка, оказывается, синяк, вы, вероятно, его избили. К сожалению, ситуация становится реальной, и нас это категорически не устраивает.
Второе направление нашей работы — школьное образование. Летом прошлого года мы провели в Москве съезд нашего движения. В его работе приняли участие свыше тысячи делегатов — родителей, педагогов, преподавателей вузов. Перед съездом авторитетная группа социологов провела опрос, в нем приняли участие 25 тысяч респондентов — жители всех регионов России. Довольны нынешней системой образования оказались 2,7 процента опрошенных.
— Всего 2,7 процента?
- Вот именно! Не стоит думать, что люди оказались слишком привередливые, нет. Они представляли самые разные социальные слои, разные возрастные группы. Результат опроса говорит о том, что ситуация с образованием в стране у нас не просто плохая — она катастрофическая. И все это понимают, тем более что многие имеют возможность сравнить образование нынешнее и то, которое получали в советские времена. Они видят, насколько беспомощные "специалисты", напрочь лишенные фундаментальных знаний, приходят сейчас из вузов на производство.
Разумеется, в стране еще остались хорошие вузы. Но и их преподаватели в один голос заявляют: уровень подготовки нынешних абитуриентов катастрофически низок. Причем, это касается и гуманитарных предметов, и математики, физики, химии. Все предметы в школе изучают настолько формально, а базовый уровень 11-го класса, столь чудовищно низкий, что многие родители, понимая это, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, чтобы их дети получили элементарные знания.
Есть, конечно, элитные школы. Я не имею в виду "школы для богатых". Речь идет о школах, в которых сохранились традиции, сильные педагогические кадры. Но в них действует предварительный отбор. А рядом с ними — массовые общеобразовательные школы, в которых ребят обучают неизвестно чему. Фактически идет разделение детей на "высших" и "низших", которое в итоге приведет к серьезным последствиям.
Мы закладываем, а точнее уже заложили глубоко неоднородное "многоэтажное общество", абсолютно несвойственное нашей стране. Мы получаем необразованную молодежь, которой потом просто скажут: "Вы — "недограждане", вы интеллектуально неразвитые и поэтому не можете принимать участие в выработке решений!"
Но ведь кто-то сделал так, чтобы они не развивались уже с начальных классов! В свое время с высоких трибун была вброшена чудовищная идея: школа должна готовить грамотного потребителя. И — готовили, уже даже скольких-то приготовили. Это серьезнейшая проблема, и если сейчас не изменить ситуацию, то страна окажемся в яме, из которой потом не выбраться.
— Образовательные стандарты сформулированы, написаны. Но сплошь и рядом не соблюдаются. Есть масса примеров, когда отменяют занятия, замещают одни уроки другими и так далее. Как с этим быть? Как поступить, если родители понимают, что их детей учат не так и не тому?
- Родители имеют полное право прийти к директору и сказать, что их это не устраивает. Приведу пример: к нам обратились родители, они пожаловались, что их детей в школе заставляют учиться по программе "Гармония", а они хотят по другой — "Школам России". Она отчасти напоминает старую советскую школьную программу, которая, как мы теперь понимаем, была совсем неплохой. Новая, правда, тоже хуже прежней, но все-таки лучше "Гармонии". Что они сделали? Обратились к директору и сказали: у нас есть право выбора. Не скажу, что замена прошла просто, но она состоялась.
Родители листают учебники своих детей и видят: по новым программам сейчас в 3-м классе учат тому, чему раньше учили в конце 1-го. С одной стороны, учебных предметов стало больше, а сама школьная программа более облегченная, бессистемная, непоследовательная. Детям в такой обстановке учиться трудно, времени на уроки тратят много, а результат на выходе очень слабый. Поэтому все больше педагогов и родителей считают, что надо вернуться к системе, свойственной прежнему советскому образованию.
Советская система появилась не сразу: в двадцатые годы прошлого века она тоже подверглась фундаментальному реформированию, был введен едва ли не бригадный метод обучения, когда один школьник учил один предмет, другой — другой, а оценки они получали за всю "команду". В итоге к концу 1920-х годов все поняли, что из таких "школ" выходят неучи.
А стране надо было проводить индустриализацию, требовались специалисты. Срочно, в течение буквально одного года, провели реформу школьного образования — оказалось, что это возможно, была бы воля и мотивация. Вернули классно-часовую систему, вернули принципы, на которых базировалась дореволюционная школа. Естественно, что-то обновили, и через десятилетие-полтора получили замечательный результат. Страна вернулась к традиционному школьному образованию. Нынешняя псевдореформа по своей сути очень напоминает ту, что c треском провалились в 1920-е годы.
— Есть ли вероятность того, что в наших школах будут снова учить по советским методикам?
— Полагаю, что есть, только этим надо заниматься. Вернуть, например, старые учебники по точным предметам, естественно, обновив их. Скажем, учебники по математике, арифметике: что-то в них стоило 2 копейки — теперь пусть стоит 10 рублей, вместо бригады колхозников может быть кто-нибудь еще, вместо пионеров -просто школьники и так далее. Учебную информацию дети должны получать на понятном им языке, но от методики как таковой уходить незачем.
— Многое за это время изменялось, появились компьютеры, даже учебный предмет "Информатика". Дети в этом отношении зачастую оказываются более продвинутыми, чем их родители. Опять же неизмеримо возросла роль телевидения. Это оказывает влияние на восприятие школьниками окружающего их мира?
- Безусловно. Клиповое мышление формирует человека, не способного воспринимать мир целостно, осознавать, что есть логическая связь между отдельными явлениями, между человеческой жизнью и природой. Но это еще не означает, что школе надо идти на поводу у этого измененного восприятия. Тем более важно, чтобы дети читали больше пространных художественных текстов, которые они сейчас практически не читают.
Современная же школьная программа базируется на принципе: раз дети не читают, значит, и не стоит их этим нагружать. Полбеды, что детей лишают великой русской литературы, а заодно и мировой. Как такой человек будет в дальнейшем отвечать на вызовы времени, которые только усложняются?
К тому же мы должны очень внимательно присмотреться к новациям, которые сейчас приходят в нашу систему среднего образования с Запада — я имею в виду те же уроки "секспросвета" и тому подобное. Наш народ, как показывает жизнь, этого не принимает и не примет.
Если подобный "тренд" продолжится, в итоге все кончится крупными возмущениями. Как и интеллектуальное, историческое растление молодого поколения, которое имело место ранее, и к сожалению, до конца не искоренено сейчас. Когда детям говорят, что Зоя Космодемьянская была просто сумасшедшей, Александр Матросов спьяну рухнут на дот, а герои-панфиловцы не более чем фейк, — это уничтожение памяти, основных нравственных принципов, без которых народ не может существовать.
— Если это продолжается, то куда смотрит министерство образования?
- Не знаю, куда. Я вообще считаю, что всех, кто затеял и проводил реформы, кто продолжает их навязывать нашей школе, надо немедленно снять с занимаемых должностей. Сейчас, правда, приняли новые образовательные стандарты, нас убеждают, что все плохое осталось в прошлом.
Но это лукавство: новые учебники разработали, но дали школам право в течение то ли трех, то ли пяти лет продолжать учить детей по старым. С одной стороны, с высоких трибун говорят о патриотическом воспитании, которое лежит в основе новых "правильных" учебников по истории России.
С другой стороны, в школы они не поступают, потому что у них пока остались старые, на новые деньги не выделили. И в них продолжают учить детей по ним. Этот вопрос необходимо немедленно решить. Иначе я просто не понимаю, как можно говорить о патриотическом воспитании, об опоре на традиционные ценности, об исторической правде, если учеников по-прежнему подвергают идеологической атаке?
— Что можно сказать о профессионализме наших учителей?
— Я убеждена, что у нас прекрасные учителя. Если бы их не было, ситуация была бы намного хуже. Учителя сами криком кричат от происходящего! В подавляющем большинстве это люди патриотичные, болеющие за свою профессию. Но они сейчас завалены бюрократической работой, бесконечной писаниной. Я вообще не понимаю, когда они занимаются своими прямыми обязанностями.
— Отменят ли ЕГЭ? Этим вопросом родители задаются уже много лет.
- ЕГЭ — страшная проблема. И почему его никак не отменят, не знаю. Наверное, потому что уже привыкли, всегда легче ехать по накатанной колее. Что же до коррупции, которой ЕГЭ как бы должен был положить конец, то она просто переместилась на другой уровень. Иначе преподаватели вузов не говорили бы в один голос, что абитуриенты с высокими баллами по ЕГЭ, которые приходят к ним, очень часто ничего не смыслят в предметах.
Главная опасность ЕГЭ в том, что он разрушает сам принцип школьного образования, заранее смещает часть предметов в "зону незаинтересованности" — ученики не желают тратить на них свое время, потому что по ним не надо будет сдавать ЕГЭ.
В итоге огромное число школьников сейчас толком не знают даже географии собственной страны. Из школьной программы почему-то, например, вообще исключили астрономию, она "перекочевала" в предмет "Окружающий мир", который преподают… в первом и втором классах.
В итоге родителям приходится заниматься тем, чтобы дополнительно готовить своих детей к сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы с репетиторами, причем параллельно со школьными занятиями!
- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы выправить ситуацию?
- Надо поставить перед руководством страны вопрос о возврате к фундаментальному школьному образованию. Нужно движение "снизу", и мы уже начали работу по созданию родительско-педагогических комитетов в регионах. Это не означает, что нужно выходить на улицы с плакатами, нужно вырабатывать разумные решения, предлагать взвешенные программы и требовать, чтобы чиновники не клали их "под сукно".
Школьное образование — это не "образовательная услуга", как любят сейчас говорить бюрократы, а государственная забота. А уж если кто-то считает, что это "услуги", то и предоставьте нам такие "услуги", которые нас устраивают, а "впаривайте", как на базаре, то, что нам не нужно.
Поэтому нужно требовать такую школьную программу для наших детей, которая устраивает нас. А чиновники, если хотят, вольны называть ее "услугой".
— Вы не считаете, что это приведет к плюрализму мнений и желаний, когда одних будет устраивать одна программа, а другие захотят учить своих детей по другой школьной программе?
— Я не вижу в этом проблемы. Главное — это возврат к самой советской системе школьного образования. А сами программы могут быть разными. Не захотят родители, чтобы их ребенок учился по программе, принятой в одной школе, отведут его в соседнюю, с другой программой. Важен конкретный итоговый результат.
— Искренне желаю вашей организации успехов. Не сомневаюсь, что с каждым днем к вам будут присоединяться все больше и больше родителей.
- Это совсем нетрудно, наши отделения уже работают в 75 российских регионах. У нас есть свой сайт, на который всегда можно зайти, вступить с нами в контакт. Есть и "Горячая линия", по которой можно обратиться за помощью или консультацией.
Мы были, есть и остаемся сторонниками конструктивного подхода, хотя и ставим своей целью кардинальное изменение системы российского школьного образования.
Российская школа должна вернуться к принципам коллективизма, которые некогда были ей присущи. Если на Западе от этого ушли уже давно, если в итоге там произошла атомизация общества, это совсем не означает, что и мы должны следовать этому пути. Встав на него, мы разрушаем наше общество, мы теряем самих себя как коллективную личность. Мы теряем основы нравственности, понимание своей истории, связь со своим прошлым, со своей литературой, наконец. Теряем свою идентификацию, как говорят ученые.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала