С 1 сентября начнут действовать новые правила приема экзаменов в автошколах. Как эти новые правила могут повлиять на процесс получения водительских прав? В чем суть этих изменений?О новой методике приема экзаменов Pravda.Ru рассказал начальник отдела по экзаменационной работе управления ГИБДД по городу Москве подполковник полиции Анатолий Мисенко.
— С 1 сентября 2016 года будут вводиться новые правила приема экзаменов для кандидатов, желающих получить водительские права. Какие основные изменения внесены в правила приема экзаменов? Какие это может вызвать трудности? Или, может, наоборот, станет легче?
— С 1 сентября у нас изменится сама методика приема экзаменов. Сразу хочу всех успокоить, что никакой революции, ничего кардинального в этой методике не придумано. Во-первых, изменятся правила приема теоретического экзамена, он немножко усложнится.
Если сейчас методика предполагает допустить две ошибки, и при этом считается экзамен сданным, то новая методика предполагает тоже допуск этих двух ошибок, но в случае если сдающий кандидат допустит одну ошибку, ему будет предложено ответить на пять дополнительных вопросов по той тематике, в которой он допустил ошибку, чтобы проверить, случайная это была ошибка, машинальная или этот человек не знает эту тему.
Соответственно, если сдающим будет допущено две ошибки, то ему будет предложено десять вопросов, но, отвечая на эти дополнительные блоки, он уже не будет иметь права на ошибку. Если человек не сдал, то предполагается возможность пересдать через 7 дней, в течение которых он получит какую-то тему, если он ее пропустил, проболел или еще что-то.
— А изменились ли временные рамки сдачи теоретического экзамена?
— По временным рамкам экзамен длится столько же — 20 минут на 20 вопросов, на дополнительные блоки будет дано на каждый вопрос по одной минуте. На пять вопросов будет пять минут дополнительных, на 10 вопросов — 10 минут, то есть на экзамен будет максимально затрачено 30 минут. Исходя из практики, экзамен занимает 2-3 минуты у тех людей, которые хорошо подготовились к нему в автошколе.
— Сколько раз можно будет пересдавать?
— Пересдавать можно будет неограниченное количество раз. Внесена такая норма, что первые три попытки можно сделать через семь дней, последующие попытки начинаются через 30 дней. То есть мы понимаем, что раз человек за три раза не смог подготовиться, то таким техническим способом надо дать ему больше времени. И также это правило распространяется на практический экзамен, то есть первые три попытки на площадке через семь дней, последующие все — через 30 дней. Так же экзамены в городе. Вот такая ситуация.
— Каков срок действия положительной оценки по теоретическому экзамену?
— Раньше действие положительной оценки было ограничено тремя месяцами, сейчас это до полугода. Но это, наверное, связано с тем, что как раз увеличен регламент пересдачи с третьего раза, то есть через 30 дней, чтобы человек может совершить какое-то нормальное, адекватное количество попыток.
— Что изменилось в части сдачи экзамена на площадке?
- На площадке у нас выполняется пять упражнений, из которых раньше выбирались три, а теперь нужно сдать все пять упражнений. Добавилось упражнение "поворот на 90 градусов". Это змейка, которая имитирует улицы, где повороты ограничены какими-то стойками и разметкой. Параллельная парковка была, разворот в ограниченном пространстве был, эстакада, как она была, так и есть.
Еще сейчас, по новой методике, коридор в упражнении "заезд в бокс" стал чуть-чуть меньше, но он все равно достаточно больших размеров, которые имитируют городскую сеть, парковочные места, то есть это большой плюс подготовки для того, чтобы дальше люди могли самостоятельно применять это на практике.
Единственное, чем усложнилось, ограничено время выполнения всех пяти упражнений. Если они выполняются на площадке, где они размечены последовательно, то это занимает 10 минут, по две минуты на упражнение. Если же между упражнениями будет какой-то продолжительный участок, который нужно будет преодолеть, то существует формула, по которой добавляется это время, и для каждой площадки, для каждого конкретного случая будет высчитано это время.
Перед началом экзамена будет объявлено, во сколько должен будет уложиться человек, выполняя то или иное упражнение. Это, в принципе, правильно сделано, потому что сейчас, когда время на площадке неограниченно, многие пользуются этим. Это потом пойдет в минус человеку, когда он попадет в реальные условия, где не будет времени на выполнение маневра, и ему будет сложно перестраиваться.
— А со скольких лет можно сейчас учиться в автошколе?
— Возраст немножко изменился. По разным категориям - совершенно разный возраст. Начнем с самой младшей категории, которая была введена в 2014 году, категории М — это мопеды. Мопеды — это транспортные средства с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров, на которые раньше не нужны были права и которые раньше не подлежали учету в органах Госавтоинспекции.
Теперь на этот вид транспорта нужно иметь водительское удостоверение, нужно учиться в автошколе. Сдавать экзамены на эту категорию можно с 16 лет, пойти учиться можно заранее. Но очень рано тоже нет смысла идти учиться, потому что будет год пропуска, и как он сдаст потом экзамены?
— А сам сертификат об окончании школы тоже сгорает через какое-то время, или он будет действительным?
— Нет, это — свидетельство о профессии водителя, это фактически бессрочный документ. Дальше, по Правилам дорожного движения обучение вождению на мотоцикле можно начинать с 14 лет, на легковой транспорт — с 16 лет. Еще у нас появилась новая подкатегория А1 — это легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. На них точно такие же правила распространяются, как на мопеды. Можно сдавать экзамены и получать водительское удостоверение с 16 лет, а учиться можно с 14.
Далее, раньше можно было учиться на все мотоциклы с 16 лет, а сейчас появились ограничения. На категорию А, это более тяжелые мотоциклы, можно получать водительское удостоверение с 18 лет, а учиться можно с 16 лет. Что касается категории В, легковые автомобили, то учиться можно с 16 лет, сдавать экзамены с 17 лет, но получить водительское удостоверение можно все равно только в 18 лет. Такое же правило распространяется на грузовые автомобили, это категория С. А получить водительское удостоверение на автобусы можно с 21 года.
— Переходим к третьему этапу. Как изменился порядок сдачи экзамена в городе?
— В этой части вообще ничего не изменилось. Единственное, таблица контрольных оценок экзаменатора изменилась одним пунктом — невыполнение или игнорирование задания экзаменатора.
Предположим, человек едет по экзаменационному маршруту, впереди которого есть круговое движение, и экзаменатор говорит: "Нужно повернуть на этом перекрестке налево", а человек делает вид, что не замечает, или действительно не замечает и проезжает прямо. Вроде бы ошибки нет, проехал он прямо без нарушений правил дорожного движения и вменить ему ничего нельзя было, поэтому введен такой критерий оценки.
— Должен ли при сдаче экзамена находиться в машине инструктор?
— Нет, не должен. Но по старым нормативам не было ничего конкретного про это написано, было написано, что допускается. А сейчас про присутствие его на площадке вообще ничего не сказано. Поэтому выбор за выбор за экзаменаторами, где он должен находиться. Можно комбинировать: на одном элементе он может сесть в машину, на другом — со стороны посмотреть на это.
В городе допускается два варианта приема экзаменов: либо инспектор будет находиться на педали, либо инструктор находится на педали, а инспектор, соответственно, должен будет занять место, с которого будет удобно контролировать действия и инструктора, и водителя.
Скорее всего, это будет заднее сиденье, где-то примерно посредине. Наверное, это делается для того, чтобы не загонять инспекторов в рамки при приеме экзаменов на большегрузные категории, C и D, когда приезжают большие КАМАЗы, большие автобусы. В этом случае имеет смысл инструктору сесть на педали, поскольку он более опытен, более знаком с габаритами своего транспортного средства, а у экзаменатора сегодня КАМАЗ, завтра ЗИЛ, послезавтра еще какое-то транспортное средство.
— Вы еще хотели подробнее про автошколы рассказать.
— Все начиналось с реформы автошкол. Были подготовлены новые программы обучения и внесен в один из нормативных документов такой момент, что теперь автошкола для того, чтобы иметь возможность осуществлять образовательную деятельность, помимо лицензий, должна получить заключение Госавтоинспекции по соответствию своей материальной базы требованиям, которые установило министерство образования.
Теперь все школы посчитаны, все школы проверены, и вся информация по школам, которые имеют право вести образовательную деятельность, расположена на сайте gibdd.ru. Когда вы заходите на сайт, вы автоматически попадаете на страницу своего региона, открываете вкладку "Автошколы" и выбираете из того перечня, который будет представлен.
Таким образом, вы проверяете у автошколы действующую лицензию, после чего вы уже можете совершенно спокойно там заниматься, на 100 процентов понимая, что вы получите законный документ, необходимый для дальнейшего получения водительского удостоверения.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала