"Коммунизм и фашизм - это радикальный гуманизм"

Источник фото: REX

Что такое истинный гуманизм? Какова история гуманистического движения? Что такое права человека? Каким образом либеральные ценности сочетаются с христианскими постулатами? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает сопредседатель правления Союза писателей России, автор книг "Истоки русской души" и "Родство по истории" Сергей Перевезенцев.

Слова патриарха

- В начале нашей с вами беседы остановимся на словах патриарха, которые вызвали немало кривотолков в Сети: либеральные СМИ даже призвали президента обратить внимание на то, что у нас в Конституции записан приоритет прав человека, а патриарх, оказывается, этого не знает.

- На празднике Торжества Православия в храме Христа Спасителя святейший патриарх Кирилл высказался о глобальной ереси человекопоклонничества, назвав ее новым видом идолопоклонства. В его словах нет ничего нового, об этом давно говорилось в христианской традиции. Но при этом Святейший ни разу не обмолвился о том, что права человека являются глобальной ересью.

- Более того, когда формулировались эти права, в их основе лежали евангельские принципы, то же право на жизнь, например.

- Совершенно верно. Нужно понимать, что современный гуманистический взгляд на мир такой же, как и традиционно-религиозный, с той лишь разностью, что у поклонника гуманистического вероучения место Бога занимают личность человека, его права, способности и умения. ХХ век действительно продемонстрировал безграничные возможности человека. Но безоглядная вера в эти возможности ведет в итоге к разрушению цивилизации.

- Давайте определимся с терминологией. Само понятие "гуманизм" носит в людском понимании положительный характер, и гуманизм лучше, чем людоедство. Но когда речь заходит о правах человека, начинается подмена понятий, когда естественные права человека, такие как право на жизнь, начинают подменяться правами неестественными. Понятно, что в основе этого лежит принцип "я хочу", допустим, жить с Петей или Васей, а не с Машей. В какое время, по вашему мнению, началась эта подмена христианских понятий?

- Примерно в XV веке. Явление, которое мы сейчас называем гуманизмом, проявилось в эпоху Возрождения. Гуманизм как учение стало противопоставлением традиционному христианству, и его провозвестники основывались на определенных идейных, духовных, в том числе и религиозных, истоках. Прежде всего, на античной философии и науке.

Разорив перед этим Византию и перетащив оттуда кучу ученых и книг, европейцы вновь открыли для себя давно забытых Платона, Аристотеля, а вместе с ними всю мудрость рациональной науки, рационального познания мира.

Вторым истоком гуманизма послужили оккультные мистические учения, вытащенные на свет из древних текстов и активно развившиеся как раз в XIV-XVвеках.

И третий исток — нетрадиционные для Европы религии, включая тот же иудаизм — Каббалу здесь активно изучали тоже в XV веке. Считалось, что они способны сделать христианское вероучение лучше, поскольку оно "устарело".

- Сразу оговоримся, что речь идет о католическом Западе.

- Безусловно. Проблема заключалась в том, что на основе учения того же Гермеса Трисмегиста, которому приписывают постулат, что человек есть высшее, что было создано на свете, появилось целое религиозно-философское учение герметизм, проповедовавшее, что человек есть мера всех вещей, что он находится в центре мироздания и получает знания непосредственно от Бога.

Причем не только те, которые дарует ему Библия, но и знания потаенные, которые присутствуют в учениях Орфея, Заратустры, в магических действиях.

Так родилась идея гуманизма изначально противостоящая христианству. Почему противостоящая? Христианство — теоцентричное учение, в основе его находится Господь. Он дарует знания, он источник всего, что существует на свете. А в гуманизме все меняется в сторону человека. Человек есть мера всех вещей, он основа всего, центр мироздания.

И постепенно на основе этого гуманистического и поначалу, в общем-то, интересного учения, мыслей о том, что пора уже "обновить" христианство, родились все последующие учения, протестантизмы в том числе.

Средневековое христианство

- Для большинства людей средневековое христианство больше ассоциируется с инквизицией, Савонаролой. А гуманизм — это скорее Микеланджело.

- Это так. Но при этом надо отдавать отчет в том, что именно гуманизм в итоге послужил колыбелью для либерализма, коммунизма, фашизма. Их истоки лежат в учении гуманизма, это просто его разные ответвления. Коммунизм и фашизм — это по факту радикальный гуманизм, ничего более.

- Звучит, прямо скажем, парадоксально.

- Вовсе нет. Либеральный гуманизм, к слову, хотя и более мягкий, идет тем же путем, что и коммунизм. Когда в октябре 1917 года большевики пришли к власти и стали строить свое "коммунистическое настоящее", первый удар они нанесли по традиционной церкви. И сейчас, уже в мире победившего либерального гуманизма, мы наблюдаем такие же гонения на церковь, и на традиционное христианство, и на любые традиционные религии.

В США катастрофическими темпами растет отрицание Бога, такого не было никогда: еще в 1960-е годы Америка была очень консервативной страной с точки зрения религиозности. То же самое наблюдается и в Европе, где, например, священников осуждают светским судом за то, что они отказываются, допустим, причащать сторонников нетрадиционных сексуальных отношений или совершать между ними браки.

- В одном из американских штатов даже пришлось принять поправку, избавляющую священников от преследования за то, что они не согласились эмитировать венчание геев.

- Совершенно верно. Все это свидетельствует о том, что либеральный гуманизм сейчас пошел тем же путем, которым шел радикальный гуманизм в начале ХХ века. Этим, к слову, объясняется и реакция наших людей на призвывы разрешенить ЛГБТ, однополые браки, на гонения на христиан — мы все это уже прошли в своей истории и знаем, к чему это приведет: к потере огромной части своей культуры, своей истории. Только сейчас мы начали ее заново обретать.

Мы вовсе не ортодоксы, как нас сейчас стараются представить на Западе. Мы, наоборот, идем намного впереди так называемой цивилизованной Европы, и в отличие от них настоящих понимаем, что без веры и без церкви счастливой жизни нет.

- Академик Игорь Шафаревич в своей работе "Две дороги к одному обрыву" как раз писал, что два пути гуманизма — капитализм и коммунизм — это две дороги к одной черте. Дороги разные, но начинающиеся из одной и той же точки.

- Это, повторюсь, разные проявления гуманизма как человекобожия. Поэтому-то святейший патриарх и говорил о вреде гуманизма как человекобожеской религии, как об "обожении" человека.

Кстати, один из показателей либерально-гуманистического мышления — активное неприятие тех, кто не разделяет его постулатов. Это, к слову, подтверждается научными социологическими исследованиями. Для людей атеистических убеждений больше характерно аналитическое мышление, которое напрочь не принимает иную точку зрения.

Особенно если оппонентом выступает человек, который мыслит в религиозно-мифологических категориях. И эти же исследования показывают, что у людей верующих, наоборот, высокий уровень импатий, то есть принятия других людей. Люди религиозные, используя современную терминологию, оказываются гораздо более толерантными по отношению к людям другой веры.

- А как же с кострами инквизиции, что пылали по всей Европе несколько столетий?

- Насчет костров… Давайте сразу развенчаем миф о "мрачном Средневековье", запущенный как раз в XVIII веке просвещенческой историографией. Сделано это было исключительно с одной целью: доказать, что новое время, в которое восторжествовала идея человекобожия, намного лучше времени предшествующего. Для этого и появилось "мрачное Средневековье", Средневековье грязное, немытое там и так далее.

Хотя знаете, когда европейцы перестали регулярно мыться? Как показывают исследования, именно в эпоху Возрождения. И знаете почему? Потому что тогдашняя "наука" доказала, что эпидемии распространяются через открытые поры.

Но как бы то ни было, мы не можем и не должны красить гуманизм только черными красками. У людей есть два способа освоения современного мира, и задача состоит в том, чтобы сформировать нормальные взаимоотношения между научным, рациональным мышлением и мышлением традиционно-религиозным.

- Вы полагаете, что это возможно?

- Я надеюсь на это. В русской истории есть примеры того, как сочеталось рациональное религиозное, как это сочетание давало огромный эффект в познании миров, в освоении мира. Нам надо разговаривать, искать точки взаимопроникновения. Надо как минимум объяснять свою позицию людям, которые мыслят иначе, стараться в любой ситуации жить вместе, исключить взаимное неприятие. Это полностью соответствует нашей русской душе.

Русская душа и русская история

- Давайте-ка остановимся на этом подробнее.

- Прежде всего, тут нужно отметить, что русская душа не единичный феномен в мировой истории. Есть английская душа, есть немецкая, есть испанская, бразильская душа, — какая угодно. Связано это со спецификой исторического развития тех или иных народов, природных, географических, политических, социальных условий. Народ развивался на определенной территории, в определенных условиях, которые формировали и определенные правила общежития.

На протяжении столетий и до сегодняшнего дня Русь и Россия была и остается страной сельскохозяйственной. Но цикл сельхозработ в Московской Руси занимал, самое большее, 130-135 дней из всего года. А остальное — это зима или заморозки.

За 130 дней нужно было успеть все — посеять, вырастить, сжать, собрать, запасти и постараться прожить год до следующего урожая. Основное — всегда было холодно. Отсюда жирная пища, крепкие алкогольные напитки, к тому же на Руси виноград никогда не рос. Это было естественно, потому что иначе было невозможно.

Условия, в которых оказались наши предки, конечно, порождали совершенно определенные правила общежития. Это первое.

Второй момент связан с различием жизни древних славян и окружавших их иных народов и этносов. Мы не знаем почему, но у славян намного раньше, чем у других народов, кровнородственную общину сменила община соседская. А соседская община диктует иные правила жизни.

В кровнородственой общине старшие родственники господствуют над младшими, а старшие рода — над более младшими родами. Соседские же общины диктовали свои правила бытия. Это коллективизм, выборность — славяне в древности были более демократичными, нежели соседние европейские народы.

И, наконец, был третий момент — принятие христианства, которое, по сути, и создало из конгломерата славянских и неславянских племен русский народ. Приняв христианство, наши предки начали осознавать себя, с одной стороны, частью единого христианского мира и стали воспринимать свое бытие не иначе как часть вселенского бытия.

А с другой стороны, они начали воспринимать себя как новый христианский народ, пришедший в мир для исполнения миссии, возложенной на них Господом.

Это три основные истока, породившие феномен, который мы именуем "русской душой". Которая, на самом деле, загадка. Как-то философ Фридрих Ницше обмолвился, что он был бы рад мыслить на русский лад. Меня это заинтересовало, и я начал разбираться, что же такое "русский лад".

В итоге ушел глубоко в древность и понял: одна из специфических черт русской души заключается в том, что русская душа живет не прошлым. Она обращена в будущее, в вечность. Это давно подмеченный феномен русского Православия, отличающий его от того же католицизма или протестантизма.

У западных христиан — что католиков, что протестантов — главный праздник Рождество Христово, Пасха имеет меньшее значение. Для русских же православных людей главный праздник — Пасха. Потому что Пасха, Воскресение Христово — это разговор о вечном мире, которого мы все ожидаем.

- В одной из своих книг вы определили различие европейской и русской философии следующим образом: европейские философы ищут ответы на вопрос "что?", а русские — на вопрос "зачем?"

- Совершенно верно. Это специфика русского мировосприятия, и она нашла отражение в русской философии, политологии, литературе. Рефлексия русского человека на восприятие мира обращена в вечность. Это не означает, что западные христиане не думают об этом. Просто для западного христианства центр интереса — это ответ на вопрос, как и когда все произошло. А для нас — зачем. То есть, вопрос идет о смыслах, о той идее, которую Господь закладывает в бытие русского народа, русской души, мироздания вообще.

Впрочем, сегодняшнюю русскую душу абсолютизировать не стоит. Я могу ответить на вопрос, какой она была тысячу лет назад, 500 лет назад, может быть даже 100 лет назад. Но что такое русская душа сегодня и что такое русский народ сегодня…

Когда мы говорим о русском народе, о русской душе, о русской специфике восприятия, мы используем образы XIX века — Пушкин, Достоевский, Толстой. Проблема в том, что за ХХ век русский народ кардинально изменился. Сейчас русский человек это городской житель, причем житель крупных конгломераций, крупных городских поселений. ХХ век очень многое сломал в сознании людей, привнес огромное количество новых мифов, которыми мы сегодня живем.

Но тем не менее современные, в том числе социологические, исследования показывают, что корневая основа русской души, русского человека, заложенная тысячу лет назад после принятия христианства и сформированная на протяжении всей русской тысячелетней истории, сохраняется.

Причем сохраняется и проявляется в самые сложные, критические моменты для нашего народа и для нашей страны. Посмотрите, как неожиданно сплотился наш народ за последние два года, оказавшись, казалось бы, в полном одиночестве в международном пространстве.

Великая империя

- А с другой стороны, произошло разделение и внутри самого народа…

- В массе своей народ остался един. Естественно, что кто-то принимает, кто-то не принимает. Но, как оказалось, наш народ по-хорошему консервативен. Последние исследования показывают, что консервативные настроения и понимание того, что консерватизм как учение, как ответ на вопросы современности разделяют около 60 процентов жителей нашей страны. То же самое связано и с отношением наших соотечественников к церкви — более 70 процентов считают, что церковь привносит много положительного в нашу жизнь.

Люди понимают, что только сохранив огромное пространство как единую страну мы сохранимся как народ, как нация, как явление мирового пространства, останемся большим народом, который вносит в этот мир что-то свое и делает для этого мира что-то хорошее.

Оказывается, что это очень важно для наших с вами современников, которые, казалось бы, после самого страшного в русской истории ХХ века вдруг осознали, что не хотят уйти со сцены истории и желают сохраниться в этом мире как отдельное явление. В основе этого сохранения лежат все те же тысячелетиями выработанные принципы бытия на нашей земле. Это и есть основа русского консерватизма.

Русская душа не отрицает ни Запад, ни Восток. Русская душа принимает все полезное, а для себя отрицает. Классический вопрос, который я всегда задаю своим студентам: кто построил Московский Кремль, символ нашей столицы?

- Итальянцы.

- Итальянцы. Но мы его сделали русским. Кто построил главную святыню Кремля Успенский собор?

- Фиораванти.

- И никто этого не боялся, все к этому спокойно относились. Откуда взялась главная русская пища — картошка? В XIX веке ее силой насаждали русскому крестьянину. Русская душа никогда не боялась заимствований, то, что хорошо, она делала своим, а то что она не принимала, отрицала.

Не надо бояться брать самое хорошее. Наши предки этого никогда не боялась. В этом специфика славянского мировосприятия. Живя соседской общиной, наши предки принимали в свою общину выходцев из других родов, других народов, других этносов.

- Мы никогда не замыкались…

- Совершенно верно. На самом деле, мы очень открытый народ. Но мы закрываемся, когда нам силой навязываем то, что мы не хотим принять, то что мы считаем для себя вредным. И когда нам это навязывают, русская душа встает во всей своей красоте и силе. И тогда лучше нас не трогать.

Все завоеватели наших земель ломались именно на этом. Они шли на нас, считая русского крестьянина рабом царя, помещиков, коммунистов. И все погибали на том, что начинали навязывать нашему народу то, что он не хотел принимать. И вот тогда народ вставал и на вилах выносил завоевателей далеко, да так, что потом они очень долго боялись сюда вернуться.

- Они делают выводы и очень хорошо учатся на собственных ошибках, пытаясь сегодня изменить русскую душу, так сказать, изнутри. Да?

- Да.

- И надо сказать, они кое в чем преуспели.

- Преуспели, но не до конца. Основа современного русского народа и русского народа в истории — это, конечно, христианство, вера в Бога. Откуда взялось понятие крестьянин? Это же христианин. Люди сами себя назвали христианами. Это народное осознание себя в пространстве, в мире, осознание своего предназначения. Христианин трудится на земле во имя Господа, а не просто так — вот основа бытия русского вообще. И русская история. Поэтому-то задача недругов нашего народа состояла в двух вещах: уничтожении веры и уничтожении истории.

На память приходит 1993-й год. В министерстве образования разрабатывается новый базисный учебный план, в котором вообще нет такого предмета, как история. Нет, потому что перед тогдашними чиновниками была поставлена задача по изменению менталитета народа. Мы тогда очень сильно боролись, как и 10 лет спустя, в 2003 году, когда был выпущен образовательный минимум, в котором "Русская история" превращалась в прах по сравнению со "Всеобщей историей", в котором ставилась задача воспитания потребителя, избирателя и кого-то еще.

И снова ничего из этой затеи не вышло. А вообще попытки "разъединить" российский народ предпринимались еще начиная с конца XVI века. Были иностранцы, которые бывали на Руси, а потом, вернувшись на Запад, писали книги о том, что это страшная страна, которую нужно уничтожать.

- Антоний Посевин, наверное?

- В том числе. Был составлен план разрушения русского государства, который включал в себя физическое уничтожение царя, его приближенных, обязательное введение католичества.

И четвертое — разделение страны на четыре части. То же самое предлагалось потом, в плане Вудро Вильсона в начале ХХ века, а сейчас Бжезинским уже "для победы демократии". 500 лет назад все придумали, 500 лет пытаются свой план в жизнь воплотить, а русская душа мешает.

Не люблю пугать, христианин не должен бояться будущего, но если мы хотим сохраниться в истории, встает первая, она же главная задача нравственного отрезвления. Конечно, основная масса жителей нашей страны, наверное, и не успели пожить сладкой западной жизнью, но мы должны, в принципе, понимать, что бесконечное потребление приводит к уничтожению нашей основы бытия.

Нравственное отрезвление подразумевает прежде всего ограниченное потребление, причем потребление не только материальное, но культурное, духовное потребление. Всякий человек свободен выбирать, как ему жить. Но большинство свобод, которыми соблазняют нас, — это ведь свобода греха, а эта свобода уничтожает в человеке не человеческое, а божеское, то, что Господь в сердце твое заложил при твоем рождении. Церковь, церковная жизнь дает возможность осознать эту греховность. С этого начинается нравственное трезвление.

- А сможет ли мир существовать без русских? Ведь была же Римская империя, и нет ее. Была Персидская империя, и нет ее…

- Для людей, живущих вне нашего пространства, вне нашей культуры, Россия — это просто территория, которую можно осваивать гораздо более рационально, нежели ее осваиваем мы теперь. Понятно, что никто не скажет о том, что его задача состоит в том, чтобы уничтожить русских физически, хотя на Украине это уже слышно.

Но возможность физического исчезновения русского народа, к сожалению, в ближайшей исторической перспективе таки реальна. И еще раз повторяю: спасение только в нравственном трезвлении и традиционной семье. По-другому никак, другого нет пути.

И еще: мы сможем сохраниться в мире, если только будем ставить перед собой великие цели. Если перед нашим народом нет великой цели, мы самоуничтожаемся, 1990-е годы это показали. Мы начали быстро-быстро-быстро уходить из этого мира.

- Миссия?

- Конечно. И вот эту миссию нам нужно осознать. Миссию высокую, мировую, направленную на то, что бы помочь себе и другим устроить этот мир на истинных божеских началах.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовал