Как сегодня живут российские цыгане? Куда исчезли известные цыганские ансамбли? На эти и другие вопросы Pravda. Ru ответила ведущий сотрудник Центра европейских и американских исследований Института этнологии и антропологии РАН, президент Федеральной национально-культурной автономии российских цыган доктор исторических наук Надежда Деметр.
— Что такое традиционные цыганские ценности? Они существуют? Или уже все в прошлом? Или мы все уже становимся более-менее стандартными людьми?
— Что касается цыганской идентичности, цыганского самосознания, вообще цыганства в хорошем смысле слова, то, конечно, как русские не перестали быть русскими, когда они перестали ходить в лаптях, также точно и цыгане. Они ездят на современных автомобилях, пользуются мобильными телефонами, но при этом они все-таки не перестали быть цыганами. Они знают и свой язык, и свою культуру, ценят ее очень.
Сохраняются такие положительные традиции, как гостеприимство, уважение к старшим — это самые главные цыганские ценности.
— А свободолюбие знаменитое осталось? Или нынешнее поколение все-таки более законопослушное?
— Нынешнее поколение, конечно, более законопослушное — это во-первых. Во-вторых, свобода имела и обратную сторону. Например, на территории маленькой Германии в Средние века было триста княжеств, и каждое из них издавало какой-то указ против цыган, согласно которому, если они появлялись в тех княжествах, на их телах ставили какое-то клеймо.
А для того чтобы не было рецидивов, они не возвращались туда. Представьте себе, сколько к концу жизни у простого цыгана или цыганки было этих клейм на теле. Вот что такое — обратная сторона кочевой романтики. Кроме того, миф о свободе надуманный, потому что, например, четыреста лет цыгане были в рабстве на территории дунайских княжеств, это нынешняя Румыния. Трудно себе это представить, но тем не менее это было.
— А российские цыгане — это один этнос или несколько разных, у которых общее название?
— Российские цыгане — это множество этнических групп, которые в разное время пришли в Россию, которые формировались в окружении разных народов, перенимали традиции окружающих народов. Очень много заимствований и в культуре, и в языке, и в одежде, и так далее. Таким образом формировались эти этнические группы, и они, бывает, очень сильно отличаются друг от друга. Но самая распространенная в России и самая близкая к русской культуре — это группа рома, которые пришли на территорию будущей Российской империи пятьсот лет назад.
- Сколько всего цыган в России? Я видел разные цифры — от двухсот тысяч до полутора миллионов.
— Вы не узнаете никогда точную цифру ни сколько цыган в России, ни сколько цыган в СНГ, ни сколько цыган в мире, цифры всегда будут различаться довольно значительно. Потому что трудно совместить такие два понятия, как цыгане и статистика. Кроме того, цыгане очень редко при переписи признают, что они цыгане, если они могут это сделать. Естественно, если у нас в России чуть больше двухсот тысяч, то смело умножайте эту цифру на три или на четыре.
- У нас в России цыгане имеют право требовать услугу школы на национальном языке. Ваша общественная организация занимается такими проблемами?
— Государство повернулось к нам лицом в последнее время, и был принят специальный комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган. Он работал, отношение менялось, в том числе государственных структур, административных структур. Но он не был подкреплен как раз в финансовом отношении.
Мы имеем право создать школу на национальном языке. Это у нас написано даже в нашем уставе. Но разве можно создать школу, если у тебя абсолютно нет денег для этого? Да, мы делали воскресные школы, мы сами платили педагогам, собирали деньги с родителей, но это существовало только какое-то время.
Дети, которые учились в этой воскресной школе, потом стали поступать в вузы и закончили их уже. Это целое поколение детей, которые получили высшее образование, поэтому это очень полезная вещь, которая распространилась потом по всей России.
По всей России цыганские организации стали делать такие школы. Но потом уже жизнь стала сложнее, денег все меньше и меньше, общественная организация — это общественная организация, она не имеет никаких денег. Финансирование обычно идет извне. К примеру, в этом году будет фестиваль "Дни цыганской культуры" и финансируется он федеральным агентством по делам национальности.
— А где будет? Когда?
— В Москве. На самом деле, мы еще не определили, в августе сделать фестиваль или осенью, но мы уже точно знаем, что деньги будут выделены. Это будет очень интересное мероприятие, которое будет показывать весь спектр цыганских музыкальных профессий и не только. Будут круглые столы, выставки и так далее. Также 8 апреля будет праздноваться Международный день цыган.
В этот день сорок пять лет назад в Лондоне собрались цыганские организации сорока двух стран мира и учредили Международный союз цыган и этот праздник. Каждый последующий конгресс давал что-то новое цыганам: и гимн, и флаг цыганский.
— Что в Москве будет 8 апреля?
— В первую очередь мы, конечно, помянем погибших от Холокоста во время фашизма, погибших на боях сражения. Мало кто знает, что цыгане сыграли ключевую роль в Великой Отечественной войне. Наши артисты выступали на передовых, что даже цыгане театра "Ромэн" создали самолет за свои деньги, который так и назвали "Роман".
Потом, в этот день по всему миру обычно проходят митинги. У нас проходят три мероприятия: первое — это митинг на Берсеневской набережной, напротив Театра Эстрады, он начинается у нас в двенадцать часов. В два часа мы проводим круглый стол, на котором хотим поговорить о современном положении цыган в РФ и, конечно, вспомнить те события, которые произошли в Плеханове, который сейчас у всех на слуху.
Мы хотим пригласить цыган из этого поселка, администрацию Тулы и наших представителей из Федерального агентства, администрации президента. Если получится такой разговор, и все придут, то я думаю, что будет большая польза.
— Есть ли тенденция ассимиляции цыган? Число их уменьшается или нет?
— Процесс ассимиляции идет, хотим мы этого или не хотим, несмотря на то, как мы к этому относимся. А относятся цыгане к этому абсолютно лояльно, потому что сейчас число межнациональных браков растет, и никуда от этого мы не денемся. И очень часто бывает, что даже когда у тебя супруг или супруга другой национальности, все равно она вырастает в цыганской культуре, все равно очень часто люди начинают говорить по-цыгански.
Я очень много видела таких мужчин и женщин, которые говорят, и я даже в первый момент не понимаю, что они другой национальности, потом только узнаю из каких-то других источников, что они не цыгане, настолько они врастают в цыганскую культуру.
— А кто цыгане по религии?
— Православные. Очень многие не знают, но они приняли православие в Византии еще в 13-14 веках. Вообще, это век православия. С тех пор часть цыган, которая находилась на территории турецкого влияния, приняли ислам, но это небольшая часть. Они потом переехали в Крым к своим единоверцам, крымским татарам, а потом они были депортированы, сейчас они живут в России, но лишь небольшая часть исповедует ислам. Основная часть — это христиане, потому что, помимо православных, есть еще и католики в странах Европы.
— Что сейчас происходит с цыганской культурой?
— С цыганской культурой беда. Если раньше были самые большие сцены, Кремлевский дворец и так далее, везде выступали цыгане, на любом большом концерте выступали цыгане, то сейчас их место заняла какая-то псевдоцыганская культура. Достаточно надеть юбку на себя и изображать из себя цыган, и люди считают, что этого вполне достаточно. В лучшем случае, они выступают где-нибудь на бэк-вокале, на подпевках у какого-нибудь певца.
При этом они поют в тысячу раз лучше этого певца. Количество цыганских ансамблей было огромное, они работали во всех филармониях России, Советского Союза, очень часто они кормили эти филармонии, потому что именно они могли собрать большие аудитории и зарабатывали деньги для того, чтобы какой-нибудь, например, симфонический оркестр обеспечить.
Сейчас нет таких ансамблей, они не находят работы и их становится все меньше. На плаву осталось буквально один-два таких серьезных ансамбля, которые сохраняют традиции, и благодаря которым не теряется эта нить вообще. Не знаю, что дальше будет с этой культурой, потому что никто ее не поддерживает, никому это не интересно, и это даже стало дурным тоном. Сначала цыгане все ушли в рестораны, а теперь, я смотрю, даже и это исчезает, то есть они совсем без средств к существованию остаются.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовал