С начала 90-х годов и без того не слишком заселенный Дальний Восток пустеет. Власти надеются, что остановить отток жителей и привлечь новых переселенцев помогут масштабные программы развития и инициативы, такие как бесплатное выделение земли. Насколько это может помочь в решении проблем Дальнего Востока? Об этом Pravda.Ru рассказывает директор департамента развития человеческого капитала, территориального и социально-экономического развития регионов Дальнего Востока минвостокразвития РФ Григорий Смоляк.
- Государство намерено приоритетно развивать Дальний Восток. Принимаются различные программы и реализуются конкретные крупные проекты, проводятся различные форумы… Расскажите об этом.
- Дальний Восток — это 36 процентов территории России, но там проживает всего 6 миллионов человек. Он сейчас недостаточно развит, но очень перспективен. Регион чрезвычайно богат полезными ископаемыми, но самое главное — он богат настоящими людьми, которые туда приехали, остались, родили детей и считают, что Россия начинается именно на Курилах и Камчатке.
Но в 90-е годы из-за развала хозяйства оттуда многие уехали — 20 с лишним процентов населения. Миграционный отток, безусловно, продолжается, но уже в значительной мере сокращен, практически остановлен. С каждым годом уезжает на 20-30 процентов людей меньше.
Дальний Восток всегда был опорной базой Российской Федерации. В советское время там развивалось крупное, тяжелое машиностроение. Это и важный оплот обороноспособности страны, там было много военных. Многие ехали туда за длинным рублем, строили заводы, фабрики, дороги… Работали вахтовым методом.
Были и сейчас есть надбавки порядка 20-30 процентов в зависимости от региона. Но и стоимость жизни примерно настолько же выше или даже больше, чем в Москве. На Чукотке — в два раза выше. Зарплаты на Чукотке — тоже в два раза выше, чем в Москве, но и яблоки — под 400 рублей. Поэтому люди уезжали.
Тем более у большинства дальневосточников есть родственники в европейской части страны. Процент старожильческого населения — чем севернее, тем меньше. Много коренных жителей в Хабаровском крае, Амурской области и Приморье.
А Магадан, Сахалин, Чукотка, Камчатка — это, конечно, совершенно особенные регионы, которые серьезно осваивались и обживались только в последний век. Республика Саха Якутия — самый крупный регион в стране, там живет миллион человек. Они, в общем-то, как жили, так и живут.
Cоветские способы хозяйствования на Дальнем Востоке не дали ожидаемого результата. К концу 2000-х годов стало понятно, что необходимы какие-то совершенно новые прорывные решения. В конце концов в 2013-м году было принято решение о создании министерства по развитию Дальнего Востока.
Новая команда принесла совершенно новые инструменты и механизмы. Уже ясно видно, что развитие Дальнего Востока в последнее время не только наметилось, но уже и началось. Кроме того, сейчас выросло уже новое поколение, некоторые потянулись к корням, и часть людей возвращается.
- Какие есть направления и программы развития? В чем их суть?
- Суть очень проста. Раньше средства федерального бюджета, которые тратились на Дальний Восток, размазывались как масло на весь бутерброд тоненьким слоем, сейчас принято решение их акцентировать на конкретные, совершенно реальные программы развития.
Первое — это создание территорий опережающего развития. Принят закон о территориях опережающего социально-экономического развития, которые уже созданы в каждом регионе. Сейчас есть 12 таких территорий. ТОРы позволяют бизнесу на совершенно уникальных, особых условиях там хозяйствовать.
Второе направление — это приоритетные инвестиционные проекты, которые государство поддерживает и софинансирует. Когда есть реальные подвижки и поддержка, то инвестор приходит и вкладывает деньги. Там на бюджетный рубль государственный приходится по 10 рублей частных инвестиций.
Третье — это так называемая приватизация государственных программ, то есть — наша задача в каждой государственной программе Российской Федерации определить специальный раздел, посвященный Дальнему Востоку, где были бы приоритетные объекты и защищенное финансирование, которое гарантировало бы развитие той или иной отрасли, привязанной к тому или иному федеральному органу власти на данной территории.
ТОР — это примерно 100 га земли, где специально созданы особые, совершенно уникальные режимы хозяйствования для предприятий. Резиденты этих территорий реализует свои проекты на льготных условиях. В Комсомольске-на-Амуре создается территория опережающего развития "Парус". Она будет обеспечивать авиационное предприятие, которое выпускает самолет "Сухой-Суперджет" и военную технику, комплектующими, которые значительно удешевляют строительство этих самолетов.
Есть территория опережающего развития и индустриальный парк "Авангард" в городе Хабаровске, где я родился и проживаю уже больше сорока лет. В этом ТОРе был реализован буквально за полгода японский проект по строительству теплиц. Не только теплицы построили, но уже и урожай сняли. Теперь в Хабаровске продаются выращенные по японской технологии овощи.
К этой же территории относится Хабаровский аэропорт, в который сейчас будут вкладываться значительные суммы инвестиций для полной реконструкции и строительства нового терминала, хаба.
ТОР — это инструмент для старта, по большому счету. Первая задача — привлечь новый бизнес, в том числе иностранный. Вторая — дать этому бизнесу встать на ноги и развиваться. И он притянет за собой развитие смежных отраслей, среднего и малого бизнеса. Развивать всю территорию сразу невозможно, потому что она слишком большая. А такие якорные вещи в дальнейшем позволят развиваться всей территории.
По итогам 2015-го года, индекс промышленного производства по Дальневосточному федеральному округу составил 101 процент. Пока немного, но по России в целом — 97, у нас — плюс 4. Ускоренное, опережающее развитие Дальнего Востока уже стало реальностью. Недавно прошли переговоры с очень серьезными иностранными партнерами. В Таиланде, например, договорились о строительстве сахарного завода с многомиллиардными инвестициями в Хабаровском крае.
Яркий пример — транспортные коридоры Приморье -1 и Приморье-2. Ведь для Китая Дальний Восток является транзитной территорией.
Кроме того, уже принят закон о свободном порте Владивосток. Сейчас разрабатывается и будет принят закон о других свободных портах Дальнего Востока. Конечно, первостепенно важно ощущение людей. Люди начинают переставать уезжать с Дальнего Востока.
- Зампред правительства, представитель в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев говорил, что удержать и привлечь людей можно гектаром земли. Как можно будет его получить? И что на нем можно делать?
- Да, чуть больше года назад, в январе 2015 года, Юрий Трутнев эту инициативу озвучил президенту. Президент с ней согласился, вышло его поручение о предоставлении безвозмездно гражданам РФ земельных участков размером не более одного гектара на Дальнем Востоке. Это поручение визуализировалось в проекте федерального закона, который сейчас в Госдуме готовится ко второму чтению.
Смысл его очень простой — любой гражданин может получить на Дальнем Востоке для любых целей, не запрещенных законодательством, один гектар земли. Если это семья, то по гектару на каждого члена семьи.
Сейчас мы прописываем и то, что это могут быть группы людей по 20 и более человек, которые объединяются вместе и получают эту землю для любых видов деятельности. Сначала они на пять лет получают эту землю безвозмездно в пользование. За эти пять лет они должны начать там реально работать.
- Эти пять лет они не платят за нее ничего?
- Ничего, земля передается в безвозмездное пользование. И эту землю ты используешь по тому назначению, которое сам определил. Ты можешь там построить свой дом и заниматься жилищным строительством или крестьянско-фермерским хозяйством. Можешь любым другим малым бизнесом заниматься — каким-то производством или выращивать что-то. Малый и средний бизнес может свободно развиваться на территории.
Полномочный орган по истечении трех лет приходит, смотрит, действительно ли ты там занимаешься делом. Если так, то через пять лет ты можешь либо получить эту землю в аренду, либо в собственность. Это — твое решение.
Если оформляешь ее в собственность, то становишься полноправным владельцем бесплатно, а не покупаешь ее у государства. Есть ограничения на земли лесного фонда.
Я считаю, что-то, что сейчас у нас происходит (ТОРЫ, инвестпроекты), будет пилотом для всего Дальнего Востока, а потом и для всей РФ. Дальний Восток — очень интересный регион, в котором интересно жить и работать, у него — прекрасные перспективы, большое будущее. Я уверен, что люди, которые думают о своем будущем, будут обращать свое внимание на Дальний Восток.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала