Юрий Лоза о шоу-бизнесе и мечтах

Источник: фотоархив Pravda.Ru

В гостях у Pravda. Ru популярный советский и российский певец, композитор, а сегодня уже и не менее известный автор заметок и комментариев в блогосфере Юрий Лоза. Главный редактор Pravda. Ru Инна Новикова и музыкант Юрий Лоза беседуют о российском шоу-бизнесе, перепевках песен западных исполнителей и родительских мечтах.

Популяризация западной музыки 

- На всех музыкальных конкурсах надо пестовать своих и только своих. И давайте не будем называть шоу "Голос" лучшим музыкальным проектом страны, потому что они поют большинство песен на английском языке. Да, она спела как Уитни Хьюстон, но Уитни Хьюстон интересна, она оригинальна, а сорок восьмая перепевка ее песни не интересна и не оригинальна. Если мы начнем называть вещи своими именами, то мы потихонечку сформируем у себя хотя бы отношение к этому.

Если мы говорим, что лучшее шоу страны — "Голос", то мы таким образом настраиваем все наше население, мы ему говорим: "Ребята, вот так примерно должно выглядеть медийное пространство, так должен выглядеть шоу-бизнес, мы должны повторять то, что делают они".

Если мы будем говорить, что лучшее — это наши авторы, которых мы холим, лелеем, которые создают нашу культуру — вот это интересно, а не то, что мы в десятый раз перепели.

Мы вытаскиваем их культуру на передний план, а свою задвигаем вниз. Как мы можем с таким отношением вообще что-то популяризировать?

- В России выросли целые поколения на иностранной музыке, литературе, фильмах.

- Поэтому я и говорю, ребята, надо пускать по экрану колоночки "прозвучали песни на стихи". Если авторы создали эту песню, так давайте скажем: "Не будем холить и лелеять, вытаскивать на передний план того, кто спел песню, а давайте расскажем о том, кто это создал".

Мы должны понимать, что создать намного труднее. Гораздо сложнее создать самолет, допустим, чем просто сесть на него и полететь. Конструктор самолета более важен, чем летчик. Пилота можно другого посадить, а конструктор один такой.

Не надо исполнителя тащить на передний план. Да, они исполнители, одни чуть лучше, другие чуть хуже. У нас программа "Достояние республики" всем показала, что исполнители, в общем-то, средненькие в стране. И что поет заслуженный-перезаслуженный, что молодой-премолодой, разницы никакой.

- А в министерстве культуры разделяют ваше мнение?

- В министерстве культуры, скорее всего, не знают о моем существовании, потому что у меня до сих пор нет даже звания заслуженного работника культуры.

Вообще даже звание "народный артист" настолько дискредитировано сейчас, что мне уже и не хочется быть народным артистом. Потому что каждый дворник и администратор сейчас народный артист.

Мечты и планы

- Я понимаю, что у вас впереди еще масса творческих и иных планов, но чтобы вы хотели передать своему сыну? Он, как и вы, музыкант, правда, выбрал другое направление — стал оперным певцом.

- Все, что мог, я уже передал. Я уже заложил в него определенные основы, я вижу, что иногда он говорит фразы, которые слышал от меня, что он поступает таким образом, как я его научил.

Мне кажется, в тридцать лет человек настолько самостоятельный, что не должен слушать папку. Олег уже все, что нужно взял, у него мозгов достаточно, сам уже преподает. Он музыкантище.

Я ничего не сделал для того, чтобы он стал оперным певцом, кроме того, что кормил, одевал, обувал, когда он ходил в музыкальную школу, в музыкальное училище и консерваторию. Подтолкнуть я его не мог.

Он учился у очень хороших педагогов, людей, которые работали с Марией Каллас. Олег прошел хорошую школу и сам сейчас все это передает. Он один из лучших вокальных педагогов. У него куча учеников.

- Преподает уже?

- Есть такая японская мудрость — "чувствуешь, что в чем-то достигаешь совершенства, бери ученика". Если он взял учеников, значит в чем-то достиг совершенства. Он здорово поет, я слышал его в опере. Я не могу находиться в той комнате, где он занимается. Так прошибает, что начинают болеть перепонки.

- Вам это интересно? Или вам жаль, что он не пошел по вашим стопам?

- Наоборот, я был двумя руками "за". Он замечательно поет эстраду. Мой сын прошел всю эту школу, переслушал весь "Битлз", и все, что нужно. Что мог дать со своей стороны, я ему дал. Он знает эстраду и ее историю лучше многих.

Кроме того, он в совершенстве владеет английским языком. И он знает эту музыку лучше меня. В том смысле, что он ее понимает, всю ее смысловую основу.

- Есть ли что-то, что вы хотели бы сделать, и не сделали.

- Я хотел стать великим футболистом — не стал. Я, наверное, хотел бы стать артистом мирового уровня — не стал. Хотя у нас не становятся артистами мирового уровня, в силу опять-таки специфики страны. Я хотел бы, возможно, больше написать. Но я думаю, еще напишу что-то. Я бы книги написал какие-то интересные, поделился бы мыслями, у меня слишком много их, чтобы держать в одной голове.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала