Виктор Мережко: Цензура делала нас нравственнее

Источник фото: Fotodom. ru/Fotoimedia

В гостях у Pravda. Ru известный российский сценарист, режиссер, актер Виктор Мережко. Виктор Иванович излагает свой взгляд на современное российское кино, ностальгирует по советской цензуре, которая воспитывала в людях нравственность, и рассказывает о разврате в современном театре.

— Виктор Иванович, разрешите поздравить вас с премьерой и спросить, какова цель этих вечеров? Вспомнить былое?

— Цели самые разные. Во-первых, наши российские мастера обладают колоссальным опытом и познаниями, есть чем поделиться, о чем поговорить, есть что вспомнить и что рассказать. Подобные встречи с деятелями кино и театра регулярно проводились еще в cоветские времена, я сам часто ездил тогда еще в Ленинград в ДК "Октябрь" и собирал на свои вечера более тысячи зрителей.

И сейчас спустя много лет мы решили, что интерес у публики не утрачен, киноманов не стало меньше, они просто разделились на две группы: тем, кому до тридцати, и тем, кому после тридцати. Еще появилась более серьезная, думающая аудитория после сорока пяти-пятидесяти, это совершенно не "попкорновая публика", которая помнит и любит советское кино, поэтому, повторюсь, важных целей у цикла много.

После моей встречи в Белом зале провел вечер Вадим Абдрашитов.

— Со сцены вы сказали о том, что нужно поднимать наше отечественное кино, но без идеологии это сделать невозможно. Многие об этом говорят, но в чем именно должна заключаться современная идеология? Меньше развлекательного контента и больше патриотического кино?

— Ничего плохого нет в том, что кинематографисты начнут снимать патриотическое кино. Самое ужасное то, что его никто не увидит, потому что разрушена система проката. Я всегда говорил, что в бюджете страны по доходной части кино стояло на третьем месте после водки и табака.

Скажу страшные вещи, кого-то мои слова покоробят, но считаю, что у нас в России как можно скорее должно быть создано министерство пропаганды. В государстве должна существовать идеология патриотизма и нравственности. А сейчас идеология одна — больше заработать бабок или больше украсть, но это путь в никуда.

Также отсутствует воспитание и контроль над молодежью, молодые ребята столкнулись с огромной проблемой, с проблемой трудоустройства после института. А это тоже забота государства.

В плане идеологии согласен со Сталиным, который говорил великую фразу: "Кадры решают все!" Чем опытнее специалист, тем больше он приносит пользу обществу. А сейчас профессионального специалиста, токаря или слесаря днем с огнем не найти. А почему? Потому что государству нужно было в свое время позаботиться о правильном идеологическом воспитании молодого поколения.

Польза советской цензуры

— А не вы ли говорили о том, что была цензура, которая запрещала вам писать о рабочем человеке плохо. Нельзя было изображать его алкоголиком. Так получается, что вы сами вырыли себе яму?

— Мало того что мы ее вырыли, мы в нее и свалились. Вот был у меня сценарий под названием "Вас ожидает гражданка Никанорова" Он был написан в конце шестидесятых, а запустился он только в конце семидесятых, его не пускали дважды, считая, что такая легкомысленная, падкая на любовь колхозница не может быть примером для советских женщин.

Женщина села должна быть красива душой, телом и трудолюбием. Еще у меня есть картина "Здравствуй и прощай", там снимался яркий набор звезд: Людмила Зайцева, Наталья Гундарева, Олег Ефремов, Виктор Павлов, Сергей Кононов. Это была история о трудовых людях, которая имела успех, ее и сейчас с удовольствием смотрят.

Я думаю, что можно показать рабочего человека или колхозницу с проблемным характером, далеким от идеала, все зависит от того, как написать историю, чтобы она показалась жизненной, честной, талантливой.

— Какой, по-вашему, должен быть современный герой, чтобы молодежь взяла с него пример?

— Начнем с того, что у нас были потрясающие актеры: Николай Крючков, Георгий Юматов, Сергей Бондарчук, Олег Стриженов, я не могу даже всех перечислить, поэтому в шестидесятые годы так вырос кинематограф, а страна воспитывалась на героях. Мы действительно смеялись над тем, что рабочего человека нельзя было показывать алкоголиком, но, как оказалось, цензура была права.

И если раньше идеологический каток делал нас нравственнее, чище, мы с надеждой смотрели в перспективу, то сейчас мы попали под финансовый каток и живем под абсолютно другой идеологией, которую переняли с Запада.

Я когда-то очень любил итальянское кино, обожал французский кинематограф, мне нравилось английское кино. Сейчас вижу, как молодое поколение растет под катком "американизированности". И посмотрите, что за герои в американском кино — сплошные черти, инопланетяне, вурдалаки, вампиры, всякая нечисть.

Самое ужасное, что молодежь пытается быть похожими на них. Мужик живет с мужиком, у женщины отношения с женщиной, все недопустимое, безнравственное и беспринципное вошло в нашу жизнь и диктует свои условия. А государство молчит!

С театрами тоже беда, я знаю театры, в которые уже просто стыдно ходить. Ставятся спектакли, на которые невозможно прийти всей семьей, потому что там сплошная пошлость и разврат, которую выдают за режиссерскую находку. Когда мною почитаемый и небедный артист снимается в рекламе и говорит: "Не надо бояться нулей, денег и прочей чепухи", мне становится стыдно за него, за его педагогов, которые учили своих учеников, что так направо и налево себя продавать нельзя.

Вы спрашиваете, какое сегодня должно быть кино? В первую очередь молодые кинематографисты, которые воспитываются лучшими мастерами во ВГИКе, должны снимать умные фильмы, а время подскажет своих героев.

— Так в чем дело? Почему сценаристы не пишут современные истории, которые могли быть и интересными и профессионально ориентированными?

— Дело в том, что такие фильмы можно снимать, но они не попадут на большой экран. Хозяину кинотеатра проще купить пакет американских блокбастеров, чем рисковать своей прибылью. Молодая российская публика не приучена смотреть патриотическое кино о простых людях.

Если говорить о телевидении, о телесериалах, здесь тоже существует проблема: народ смотрит поверхностные мелодрамы, где "Вася любит Катю, Катя любит Петю", вечные любовные треугольники — основная тема наших сериалов. И чаще всего востребован сюжет, в котором разыграна история молодой девушки, приехавшей из деревни Хрюкино в Москву. Где она начинает пробиваться, становится проституткой, потом любовницей богатого человека, потом менеджером компании, потом успешным банкиром. Самый примитивный сюжетный ход.

А историй про простых людей не пишут и не снимают. "Это не рейтинговое кино, это не принесет нам рекламу", — говорят владельцы каналов.

— Если сделать полностью государственный канал для нашего отечественного кино, которое будут снимать и продвигать именно на этом канале?

- Первый и Второй канал, а также НТВ ориентированы на нашу продукцию, именно на отечественные сериалы, зарубежное кино чаще всего показывают после двенадцати ночи.

Опять повторюсь, не в каналах дело, а в том, что разрушена идеология в стране. Например, последняя ситуация с Крымом усилила волну патриотизма в России. Теперь ее нужно поддержать, укрепить, чтобы она работала внутри страны.

— Но, возможно, народ не готов переменам, к смене идеологии?

— Наш народ хочет работать и требует, чтобы, наконец, был порядок. Это вранье, что гастарбайтеры работают лучше. Сейчас огромное количество случайных людей приезжают в нашу страну, не любя, не понимая нашей культуры. Они остаются в ней, мечтая попасть в Арабские Эмираты на работу, в дома к богатым арабам, а для нас они по духу совершенно чужие люди.

Зайдите в любой магазин, везде на кассе сидят гастарбайтеры. Я перестал ходить в рестораны, потому что не знаю, есть ли у них прививки, мыли ли он руки прежде чем приступить к работе. Я не осуждаю, но это другая культура, другая ментальность.

Обратите внимание на то, что происходит в Европе, я боюсь, как бы эта мощная, ползущая интервенция не началась у нас.

— Россия немного отличается от Европы, мы не даем таких пособий беженцам.

— А вот в Средней Азии считают Россию богатой и сытой страной. Я был недавно в Душанбе, там заработка вообще нет. Вот, скажем, в Казахстане совершенно другая ситуация, если посмотреть статистику, среди казахов гастарбайтеров практически нет.

— Виктор Иванович, вы много лет возглавляли фестиваль "Киношок", на который приглашали кинематографистов со всех республик СНГ, стало известно, что вы покинули его. По какой причине?

— Я устал от "Киношока", мне показалось, что он выдыхается, да и нет уже такого понятия, как СНГ. Какой может быть дружеский фестиваль, когда со стороны Украины и Прибалтики к нам такое неблагодарное отношение, когда они простите "воротят от нас лицо".

Но, тем не менее, фестивали моя любимая сфера, и Никита Михалков, как только узнал, что я покинул "Киношок", предложил мне возглавить "Киномост", который пройдет в октябре. Я с радостью согласился, считаю, что Крым — это самая сильная энергетическая точка на планете. Как только закончу съемки своего нового фильма, сразу приступаю к работе на фестивале.

— А о новом проекте можно узнать, о чем он?

— Это заказ Первого канала, снимает компания "Фаворит". Два года назад я написал историю под названием "Не ждали" для своего любимого актера Олега Басилашвили, без преувеличения скажу, что это величайший артист. Олег Валерьянович мне сказал: "Я уже не молод, хочу сыграть что-то для души".

Мне понравилось, как на прошлых моих проектах он приходил на площадку, знал роль назубок, и никогда не позволял унизить себя и режиссера незнанием текста. Это старая театральная школа.

Я придумал историю о том, как пожилой человек, в прошлом знаменитый пианист, попадает в психиатрическую лечебницу. У него большой дом, галерея в центре старого города, и глава района решает отобрать всю недвижимость. Он заставляет оформить дарственную, а музыканта, божьего человека, упекают в психбольницу. Но все заканчивается хорошо, справедливость торжествует, алчный чиновник наказан.

Я рад, что телевидение поддержало проект, благодарен Олегу Валерьяновичу, что он ради фильма отложил все свои театральные проекты, и мы запускаемся. Надеюсь, что это будет хорошая поучительная картина.

Интервью к публикации подготовила и беседовала