В Госдуме недавно был зарегистрирован законопроект №991901-6, предусматривающий введение уголовной ответственности за многократное употребление наркотиков. То есть — чаще, чем раз в полгода. Что делает вероятность применения данного пока еще гипотетического правила достаточно виртуальным.
Тем не менее, отзывы правительства и Верховного Суда на выдвинутый кировчанами законопроект были однозначно отрицательными. Пожалуй, ключевым моментом негативизма чиновников в отношении депутатской новации является следующая цитата из правительственного заключения.
"…криминализация неоднократного потребления наркотических средств или психотропных веществ не отвечает направлению современной государственной антинаркотической политики Российской Федерации, согласно которой совершенствование уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ направлено на обеспечение гибкости системы наказания, предусматривающей дифференциацию ответственности (ужесточение уголовной ответственности за сбыт и производство наркотических средств и психотропных веществ с одновременным смягчением наказания за преступления, не связанные с их распространением, и расширением возможностей альтернативных наказанию мер, в том числе замены наказания на лечение от наркомании и реабилитационные процедуры)."
Вскользь можно заметить, что хотя формально чиновники правы, но государственная политика, вообще, не какая-то "священная корова", которая не подлежит никакой коррекции в случае неэффективности. Между тем, об эффективности либерализации наркотического законодательства можно говорить разве что с невеселой улыбкой. Во всяком случае, на основании данных, приведенных главой ФСКН России, Виктором Ивановым еще в июне, в преддверии Международного дня борьбы с наркотиками.
"В конце 80-х количество наркоманов исчислялось цифрой в 50 тысяч человек. Можно сказать, что наркомании не было. Сегодня, по нашей оценке, идет постепенное снижение числа наркопотребителей: если год-два назад тех, кто регулярно или эпизодически употреблял наркотики, было восемь миллионов человек, то сегодня их 7,3 миллиона", — сказал тогда Виктор Иванов в интервью.
Кроме того, генерал заметил еще один мрачный момент — хотя ежегодная смертность исключительно от наркотиков и составляет около 90 тысяч человек в год (в ДТП, например, погибает чуть больше 25 тысяч), но, по данным судмедэкспертизы, в крови и тканях 70-80 процентов умерших якобы от других причин молодых людей обнаруживаются следы наркотических веществ.
Попутно Виктор Иванов сравнил ситуацию в России с Японией, где при сравнимом количестве населения за год умирает от наркотиков аж полторы тысячи человек. В 60 раз меньше, чем в Российской Федерации…
А "ларчик", собственно говоря, открывается просто — японские власти установили еще в 50-х годах жесточайшую уголовную ответственность — до десяти лет — за простое употребление наркотических веществ! Правда, с выбором для наркоманов: идти за решетку или же в "трудовую коммуну", где из голов начинающих "кайфоловов" с помощью "трудотерапии" и несложных медицинских процедур выбивали самоубийственную привычку.
До пяти лет за употребление наркотиков можно получить и в Греции. Да и "цитадель демократии", США, тоже отчего-то не спешит идти по пути европейских "гуманизаторов". Да, в отдельных штатах разрешили курить марихуану. Но более "тяжелые" наркотики, с очень большой вероятностью, могут привести своих "адептов" в тюрьму. Кстати, формально даже не за их употребление, но за незаконное приобретение и хранение.
Логика американской Фемиды в этом смысле безупречна: раз законно приобрести "дурь" нельзя, значит, чтобы она появилась у "наркоши", он ее должен у кого-то незаконно купить. А это уже в Штатах уголовно наказуемо. Хотя, конечно, для начала, как миллионершу Линси Лохан, пойманную с кокаином, могут наказать "общественными работами", избежать которых ей не помогли самые высокооплачиваемые адвокаты.
Самое интересное (и одновременно грустное), что в российском УК тоже есть ст. 228 "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов", карающая даже в "неотягощенных" случаях виновных лишением свободы до трех лет. Только в отношении обычных наркоманов она практически не действует, ибо рассматривает случаи, касающиеся лишь "значительного" и "крупного" количества наркотиков. Между тем, гуманное правительство еще в 2006 году установило "порогом" значительного количества вполне осязаемые объемы отравы. Например — 10 ампул морфилонга, "родственника" классического морфия.
Соответственно, любой наркоман может практически безнаказанно не только хранить у себя по пачке вожделенной "ширки", но и подторговывать ею "поампульно" среди страждущих "коллег". Если, конечно, его не поймают при получении денег за товар, а так, морфий в кармане (и прочие наркотики в "допустимых" дозах) уголовным преступлением не являются.
Собственно, и сам законопроект кировских депутатов, если хорошо разобраться, довольно-таки "беззубый". Поскольку предусматривает за неоднократное употребление наркотиков всего лишь штраф до 20 тысяч рублей, или трех месячных зарплат. Максимум — год исправительных работ, которые, вопреки расхожему мнению, отнюдь не являются каким-то аналогом лишения свободы. Но, по сути, тем же штрафом — только в виде удержания 15-20 процентов заработка по основному месту работы.
Разве что наркоман не работает, тогда уж его могут определить на рабочее место, что-то вроде "альтернативной гражданской службы". Так что упрекать кировчан в какой-то "антигуманности" не приходится, и, по большому счету, никаких реальных изменений к лучшему их инициатива, даже в случае принятия, не принесет.
Тем не менее, резонанс вокруг законопроекта еще раз дает повод поговорить о любимом "козыре" сторонников либерального подхода к потребляющим наркотики гражданам: "Они ж больные — как их можно наказывать?!" Ну, во-первых, их УЖЕ наказывают — по соответствующим статьям Административного кодекса.
Другое дело, что четыре-пять тысяч штрафа за употребление "дури" по ст. 6.9 КоАП — это как с гуся вода. Впрочем, как и та же смехотворная сумма за уклонение от наркологического лечения (ст. 6.9.1) по направлению суда. Ну, правда, наркоман родную мать готов продать за возможность еще раз получить вожделенный кайф, что для него какие-то пять тысяч?
А, во-вторых, болезни тоже бывают разные. Вообще, в христианской традиции любой грех рассматривается как "болезнь воли", а потому святые равно любили и жалели не просто грешников, но и преступников.
Другое дело, что нередко болезнь может быть опасна для окружающих. Никого ж не возмущает, если буйного психически больного дюжие санитары "пакуют" в смирительную рубашку для отправки в ближайшую психбольницу?
А в Чехии, например, насильникам могут скостить срок лишь при условии их согласия на кастрацию, пусть и "химическую". Хотя их преступная гиперсексуальность вполне укладывается в рамки давно известного психиатрического синдрома, такого как "сатириазм" — желания постоянного получения сексуального наслаждения. Да, в общем, и однозначно осуждаемая обществом педофилия тоже тесно связана с подобными "перверсиями" человеческой психики. А есть еще и "клептомания" — страсть к воровству. Так, может, тогда и воров сажать не надо — они ж "больные люди"?
Кроме того, существует еще и такое понятие, как "особый режим" во время эпидемий. Кому интересно, как это работает, может посмотреть голливудский фильм "Эпидемия", повествующий о попытке ограничения вспышки опасного вируса в американском городке. С эпизодом, когда "пикап" с пытающимися спасти собственные жизни (но подвергнуть смертельному риску жизни соотечественников) местными жителями солдаты без всяких угрызений совести расстреливают из автоматов. Кстати, в финале этот городок едва не уничтожили сверхмощной "вакуумной бомбой", чтобы спасти от гибели остальных граждан США…
А ведь большинство наркоманов тоже стараются приобщить к своей самоубийственной привычке окружающих: друзей, знакомых, родных. Итогом и стала настоящая эпидемия наркозависимости, от которой только официально гибнет 90 тысяч россиян в год.
Ну, неужели не ясно, что прежняя либеральная доктрина (тем более, принятая далеко не во всех развитых странах) по борьбе с наркоманией себя исчерпала? Что, собственно говоря, эти самые либерал-цивилизованные страны и признали устами ооновской "наркотической" комиссии, фактически призвав к легализации наркопотребления. Пусть для начала только "легких" наркотиков.
Фундаментальный закон рынка гласит, что пока есть спрос, будет сохраняться и предложение. А другой не менее фундаментальный закон добавляет, что "при надежде получить 400 процентов прибыли нет такого преступления, на которое капитал бы не пошел даже под страхом виселицы". Но ведь "рентабельность" наркоторговли составляет тысячи процентов. И как бы ни боролась наркополиция с дилерами, без эффективного воздействия на самих наркоманов процесс с места не сдвинется.
Так что тут, как в известной остроте, "нельзя быть немножко беременной". Думается, ответственным за государственную антинаркотическую политику чиновникам пора уже задуматься над этим и не обманывать и себя, и сограждан несбыточными надеждами на успехи прежней, полностью скомпрометировавшей себя "либеральной линии".