Кто искажает правду о платных парковках Москвы

В Общественной палате прошла первая встреча заммэра Москвы, главы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максима Ликсутова с представителями всех без исключения районов Москвы (их около 70), где уже введены или только планируются платные парковки. О том, как строился диалог власти и общества, рассказал модератор слушаний, председатель комиссии ОП РФ по безопасности Антон Цветков.

— Антон Владимирович, как удалось убедить Ликсутова выйти на такую широкую и совсем не простую для него встречу с москвичами?

— Это не составило проблемы. Ликсутов с готовностью согласился на предложенный нами формат общения с гражданами. Более того, на слушания он привез с собой руководителей всех подчиненных департаменту транспорта подразделений.

Да и в целом Ликсутов, как мне видится, достаточно открыт для общения и взаимодействия. Может и не в таком широком формате, но он достаточно активно принимает участие в круглых столах, встречах с муниципальными депутатами, часто общается на различных площадках с экспертами.

— Как приглашали людей на мероприятие?

— Cоответствующие анонсы с указанием контактных телефонов, в том числе горячей линии, куда мог позвонить каждый желающий, были размещены на сайте Общественной палаты, продублированы в соцсетях, в том числе в моих личных аккаунтах. Наши специалисты часто выезжают по обращениям жителей, связанным с вопросами организации парковочного пространства, проводят мониторинг ситуации и происходящих изменений.

Естественно, в рамках таких встреч очень плотно общаются с людьми, их тоже позвали. Приглашали муниципальных депутатов, городских активистов, экспертов, с которыми работаем по тематике. Пригласили участников и организаторов митингов против платных парковок в Москве. Так что люди пришли самые разные.

— Кстати, а как вы относитесь к этим протестным акциям?

— Безусловно, выражать свою позицию в рамках закона может любой человек. Но вот что смущает. В обычном районе Москвы проживает в среднем 80-150 тысяч человек. А на митинг против платных парковок выходит 100-200, максимум 300 человек. Но при этом они говорят, что выступают якобы от имени всех жителей. Это смущает. На мой взгляд, так заявлять некорректно. Каждый должен говорить от своего имени.

Они жалуются на отсутствие диалога с департаментом транспорта, поэтому и их позвали. Хотя в ряде моментов на слушании мне было, честно говоря, стыдно за поведение этих людей. Они зачем-то начинают все вопросы и обращения с хамства, работают на камеру. А диалог должен быть конструктивным и во взаимоуважении .

— В чем состояла основная задача этой встречи?

— Считаю, что одна из основных задач Общественной палаты вообще и этого конкретного мероприятия в частности — обеспечение прямого диалога общества и власти. Мы — нейтральная неполитическая площадка, комфортная и для органов государственной власти, и для граждан.

Как модератор слушаний я ставил перед собой цель наладить открытый диалог, чтобы власть и люди услышали друг друга. Считаю, что с задачей мы справились. Ликсутов и люди из его команды услышали мнение широкого круга граждан, москвичи услышали их. По ряду обращений граждан заммэра, не выходя из зала, поручил провести выездные проверки совместно с заявителями.

Скажу больше: многие после подробного доклада Ликсутова, услышав напрямую его доводы и аргументы, изменили свое мнение по ряду вопросов.

Кстати, я вообще считаю, что одна из основных причин конфликтности вокруг организации парковочного пространства в столице заключается в том, что граждане зачастую делают выводы и формируют точку зрения на основании того, что прочли или увидели в соцсетях, СМИ, и не обладают достоверной информацией.

А когда они получили ее из первоисточника, услышали ответы на волнующие их темы, то большинство вопросов и переживаний исчезли. Именно об этом многие подходили и говорили мне после мероприятия.

— Какие вопросы звучали на слушаниях?

— Спрашивали, появятся ли платные парковки во дворах; куда идут деньги за парковку и эвакуацию; каким образом принимаются решения о введении парковки в том или ином районе. Но в основном, и это понятно, людей интересовала ситуация на улицах, где или рядом с которыми они живут. Ликсутов развернуто ответил на большинство вопросов сразу. Что касается вопросов или проблем, которые требовали уточнения или проверки, он обещал прислать своих представителей и разобраться в каждом конкретном случае на месте. Мы, естественно, со своей стороны будем держать это на контроле.

— А какие из поднятых вопросов вам представляются наиболее актуальными?

— Для меня актуальны те вопросы, которые активнее всего обсуждаются в обществе. Приведу несколько из таких. Законно ли введение платных парковок и в целом деятельность АМПП и МАДИ? Действительно ли скорость движения в Москве увеличилась в результате проводимых департаментом транспорта мероприятий по организации парковочного пространства и регулирования транспортных потоков? Какие проблемы с парковками существуют возле образовательных и медицинских учреждений города?

Специально, чтобы услышать ответы на эти и другие вопросы, мы пригласили представителей соответствующих ведомств.

В итоге представитель прокуратуры города сообщил, что никаких вопросов и претензий к департаменту транспорта и его профильным подразделениям нет. Более того, оказывается, имеется соответствующее решение Верховного суда РФ о законности осуществляемой деятельности по организации парковочного пространства Москвы.

Должностные лица московских МЧС и "скорой" подтвердили, что время прибытия автомобилей экстренных служб по вызову существенно сократилось за счет повышения средней скорости движения в городе. То, что в результате преобразований "Москва поехала", заявил и лидер крупнейшего объединения автомобилистов "Смотра.ру" Эрик Давидович.

Член Общественной палаты Москвы, руководитель проекта Probok.net Александр Шумский рассказал о проведенном независимом исследовании и подтвердил, что платная парковка вводится только в проблемных точках города и оказывает положительное влияние на дорожную ситуацию в Москве.

Представитель министерства транспорта и ректор МАДИ заявили, что считает опыт Москвы в данной сфере передовым и положительным.

— Вы упомянули проблемы с парковками возле соцобъектов. Что это за проблемы?

— Мы пригласили не только руководство департамента здравоохранения, но и непосредственно больниц. В том числе Морозовской, которая в свое время оказалась в центре резонансной истории, связанной с парковками. Главврачи отметили, что у них нет никаких проблем взаимодействия с дептрансом, и попросили увеличить количество платных парковочных мест вокруг больниц.

По их словам, бесплатные парковки моментально будут заполнены автомобилями коммерческих фирм или сотрудников больниц, а пациентам просто негде будет припарковаться.

Ликсутов еще раз заявил, что дептранс совместно с представителями экспертного сообщества готов провести анализ организации парковочного пространства возле медучреждений. И, при выявлении возможности организовать дополнительные парковочные места, пообещал это сделать.

Но на мой взгляд, больницы не должны самоустраняться от решения этого вопроса. У большинства из них есть огромные внутренние территории, на которых они вполне могут организовать дополнительные парковки.

— В ходе слушаний были озвучены какие-то важные решения?

— Разумеется. Перечислю коротко. Ликсутов доложил, что дептранс инициировал поправки в ПДД, уже поддержанные правительством России и МВД, чтобы появились таблички "Парковка только для резидентов". В 2016 году планируется установить на ряде мест специальную зону парковки только для жителей конкретного района.

Однозначно было заявлено, что платных парковок во дворах не будет, этот вопрос даже не рассматривается. Людям важно было это услышать.

Также Ликсутов озвучил, что власти Москвы компенсируют жителям 70 процентов стоимости установки шлагбаума во дворе в зоне платной парковки. Он отметил, что процедура по установке шлагбаумов максимально упрощена — если большинство жителей высказались "за" установку, то правительство Москвы готово мгновенно реагировать и максимально помогать с электричеством и установкой.

— Насколько важны такие прямые диалоги?

— Прямой диалог — самый правильный формат общения людей и представителей власти. Никаких недомолвок, вопрос — ответ. В зале были абсолютно разные люди, каждый со своей позицией, с различным отношением к обсуждаемым вопросам. Но самое главное — разговор состоялся: руководство департамента транспорта услышало пожелания и сомнения москвичей, люди услышали из первых уст позицию власти.

В ходе слушаний от участников и зрителей интернет-трансляции поступило значительное количество вопросов: в виде записок, СМС-сообщений, в устной форме. На многие Ликсутов ответил прямо во время трехчасового мероприятия. Остальные будут нами обобщены и переданы в дептранс, а полученные на них ответы обнародованы публично. Диалог продолжается, держим процесс на контроле.

- Как вы можете охарактеризовать Ликсутова после этого мероприятия? Какие выводы сделали о нем?

- Очень точно его охарактеризовал один из присутствовавших врачей. Он назвал Ликсутова хирургом, хорошим профессиональны хирургом, который жизненно необходим городу, находящемуся в тяжелой транспортной ситуации. Но во время операции хирург зачастую делает больно, иначе никак.

А мы, граждане, — это пациент, который считает, что операция не нужна и, как говорится в известном фильме, "достаточно одной таблетки". Все экспертное сообщество утверждает, что Ликсутов действует правильно, и я в этом вопросе склонен им доверять. Он не боится брать на себя ответственность и готов к открытому диалогу, это заслуживает уважения. Ну, а кто прав, жизнь покажет.