В гостях у Pravda.Ru историк, педагог, автор народного единого учебника по истории Евгений Спицын. Главные темы интервью — издание в России единого учебника по истории, преподавание истории в школах, использование "Википедии" в написании школьных учебников и беспределе на рынке книгоиздания.
— Евгений Юрьевич профессиональный историк и педагог. То есть, он был учителем истории в школе, он был директором школы, и он же автор первого, наверное, в нашей стране так называемого народного учебника по истории, созданного в рамках концепции единой образовательной среды, которую провозгласил совсем недавно, пару лет назад, президент Владимир Путин. Народный, это потому, я так понимаю, что он собран был на народные деньги.
— Да, и первый тираж был издан исключительно на народные средства.
— Как вы пришли к этой идее?
— Это был определенный вызов на сложившееся положение. Меня подвигли к написанию учебника, в первую очередь, два обстоятельства. Мне повезло учиться в советские годы у двух замечательных русских историков. Аполлон Григорьевич Кузьмин нас взял сразу на первом курсе, а историографию у нас читал Николай Иванович Павленко. Эти два учителя сделали из меня историка в профессиональном смысле этого слова.
Второе обстоятельство было вызвано объективными причинами. Я пришел работать в школу в 1990 году, когда старая советская система всего, в том числе образования, пришла в упадок, а новые концепции, принципы не были еще сформулированы, выработаны, навязаны. В этой ситуации пришлось просто самому писать лекции, и чтобы каким-то образом не менять плюсы на минусы, пришлось обратиться к историографии основных событий отечественной истории, которые повлияли не только на весь ход российского исторического процесса, но и на мировой общественный процесс.
— К середине девяностых была выпущена линейка разных учебников, была предложена так называемая концепция либерализации, многовариантности, нелинейного течения и разбития, когда не по хронологии идет, а разбивается на какие-то куски. После этого у ребенка в голове остается просто каша. Вы это заметили?
— Каша, конечно. Я преподавал в школе все-таки двадцать лет и читал историю России, так как считал нужным, хотя в журнале формально заполнял страницы, как требовала нормативно-правовая база. Так же делали многие учителя именно советской закваски. Потому что у нас все-таки качество образования, подготовка и опыт были гораздо лучше, мы меньше зависели от влияния администрации, управленческих структур и так далее.
Сейчас ситуация кардинальным образом поменялась, потому что ужесточен контроль, и на смену педагогам старой советской закалки приходит новая поросль, учившаяся в условиях Болонского процесса. А при Болонском процессе получаются просто учителя-недоучки, они сами от этого страдают.
А я не могу несколько лет устроиться на работу в школе даже на полставки, потому что как только видят, что я бывший директор школы и москвич, мне под всякими любыми предлогами отказывают.
— То есть — будет ершистый, станет качать права, иметь какое-то мнение…
— Конечно, вы абсолютно правы. Более того, директор одной бутовской школы набирал себе учителей специально из Московской области, потому что там зарплаты были значительно ниже, то есть обкладывал их данью. Они платили ей по пять тысяч рублей со своей зарплаты и сопели в две дырочки, боялись вообще что-либо вякнуть!
— То есть — школу фактически превратили в ОПГ.
- Бизнес-проект. Она также набирала гостей из южных республик в качестве экстерната. Естественно, они подписывали все протоколы о якобы сданных итоговых экзаменов, потому что не могли рот открыть. Ситуация, конечно, в этом отношении аховая.
— В новых учебниках что вас не устраивает? Что вредит сознанию?
— Сейчас прошел так называемый конкурс, а по правде — просто липовый конкурс, на создание учебника истории. Путина в очередной раз просто надули. Он правильно говорил, что надо создавать единый учебник по истории. Речь не идет о профильных классах, а для основной массы базовый учебник — один единственный для всей школы. И учебник мы пишем опять-таки не для учителей, а именно для ребенка.
И что сделали эти наши реформаторы — организаторы конкурса, во главе с товарищем Чубарьяном? (Его, к счастью, уже отстранили от должности руководителя Института всеобщей истории, хотя он остался научным руководителем.) Конкурса как такового не было. Я за полгода до конкурса знал о том, что победят три издательства: "Дрофа", "Просвещение" и "Русское слово". Просто это колоссальный бизнес.
Самое смешное, что авторами этих учебников остались те же самые персонажи, которые и раньше писали негодные, всех возмущавшие учебники. Например, беру учебник специалиста по истории КПСС Данилова, который был наиболее широко распространен в учебном процессе. Он выступил руководителем авторского коллектива в составе себя любимого и Косулиной, они выпустили линейку учебников. Было бы все ничего, если бы не одно обстоятельство — товарищ Данилов уже многие годы возглавляет отдел гуманитарной литературы того самого издательства "Просвещение".
Сам учебник с точки зрения наполняемости материала вообще никуда не годится. Ребенок, который хочет что-либо знать или просто сдать экзамен, вынужден покупать еще кучу пособий, чтобы просто насытить себя элементарно фактами, — датами, событиями, именами. В самом учебнике вообще этого нет.
Так называемая антропология истории отдана на откуп каким-то левым схемам и так далее. С точки зрения методики преподавания — учебник ужасно структурирован. Идет пустой, голый текст, с какими-то формальными, дежурными вопросами, который не интересен детям и по которым не могут работать педагоги. И там — просто масса погрешностей.
Вышла новая линейка учебников "Дрофа", как бы в конкурсе победившая. Там, например, иллюстративный материал: физиономия последнего министра внутренних дел Российской империи Протопопова, а под фотографией написано "председатель первой Государственной думы Сергей Андреевич Муромцев". Я начинаю логически мыслить, захожу в "Википедию", и там вместо портрета Муромцева стоит портрет Протопопова. — Вот и все!
— То есть учебники писали по "Википедии"!
— Да, вот эти победившие учебники формируются за счет "Википедии", так называемой народной энциклопедии, где любой может писать что угодно. Вообще сейчас книгоиздание учебной литературы превратилось в огромный бизнес-проект, а содержание учебников никого не волнует, в том числе и министерство образования. Ведь у нас в девяностые годы чиновники между собой поделили, в том числе все издательства. Шла просто кровавая борьба за учебный рынок, за передел рынка. В девяностые годы была сплошная стрельба.
Сейчас ситуация несколько утряслась, но здесь возникла уже монополия. Издательств "Просвещение" и "Дрофа" фактически уже не существует, они — под "АСТ". А чиновники от образования просто получают свою маржу, качество учебника их совершенно не интересует.
Но за этим кроется просто оболванивание детей, переформатирование создания. У детей даже просто идет сбой логики при таком изложении материала, причем сбой такой конкретный и постоянно повторяющийся. Это уже ближе к НЛП получается.
У нас многие не понимают, что вот под внешней оболочкой этих историй, связанных с изданием учебником, с мнимым реформаторством, вариативностью все годы постсоветского периода происходит целенаправленное, глубоко эшелонированное, хорошо управляемое из-за океана, разрушение национального образования. Причем тотально.
— Кто этим занимается?
— Этим занимаются хорошо известные персоны и совершенно определенные фонды Сороса, Эрхерда и так далее. После принятия известных законов многие из них поменяли обличие. Например, Институт открытого образования — это структура Сороса. Директор Библиотеки иностранной литературы Гениева умерла недавно, на ее похоронах собрался весь бомонд, все те, кто стоял у истоков разрушения и сейчас продолжает рулить — Адамский, Асмолов, Каспржак, Ливанов и т. д. и т. п.
Образование — это действительно масштаб государственной безопасности страны. Это сопоставимо со значимостью военно-промышленного комплекса. Ведь удар наносится по двум основным областям. Американцы, англосаксы прекрасно понимают, что пока у нас существуют научные школы, которые являются базой для нашего военно-промышленного комплекса, они нас уничтожить как реального конкурента не могут.
Поэтому перед ними стоит задача — разрушить преподавание точных физико-математических наук в школе, всех более-менее толковых детишек через систему грантов перетащить к себе. Это — первое. И вторая главная задача — через историю, литературу, сокращения часов по русскому языку и наоборот увеличение в два раза иностранного языка — переформатировать сознание нации.
Как так переформатировать сознание? — да элементарно. Познания 99 процентов населения страны об истории базируется именно на школьных представлениях. Люди уверены, что была Киевская Русь, которой в природе не было. Сам термин Киевская Русь — чисто научное изобретение господина Максимовича, которое впервые в научной литературе появилось в 1937 году. Но всех этому учили, и представление о том, что была Киевская Русь, у всех есть.
Татаро-монгольское иго — термин, реанимированный Карамзиным, при написании своей истории. Естественно, что историки прежних веков создавали мифы, мы знаем, что это совсем не так. Поэтому переформатировать сознание — элементарно. И это делается именно на школьной парте.
— Вы верите в то, что нам удастся преодолеть эту среду, победить эту структуру?
-Я вообще оптимист по жизни, и до последнего не привык отступать. Если мы всем миром, всем народом сплотимся, поддержим здоровые, политические и государственные силы в нашем обществе, которые ведут эту борьбу, то победим. Им тоже очень тяжело, поэтому им не надо отмахиваться от помощи. Вместе мы победим.
Древняя мудрость гласит: хочешь завоевать народ, воспитай его детей. Если мы будем опять сидеть у себя на диванчике, махать на все рукой, то нас просто не станет. Если сейчас нашим врагам не удастся одержать над нами верха военно-экономической и иной силой, то через десять-двадцать лет они это сделают тихой сапой через систему образования.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовал