Что должно представлять собой национальное патриотическое кино в России? Обязательно ли это должны быть фильмы о войне? О воспитательном значении для нашего молодого поколения именно военного кино и сохранении его традиций Pravda.Ru рассказал режиссер, актер, президент Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова Олег Урюмцев.
— Что такое патриотическое кино и как его отличить от непатриотического?
— У нас на фестивале был актер Игорь Лифанов. В кулуарах зашел разговор, и он спросил: "Как мне стать патриотом?" Вот такой задал вопрос, хотя сам сыграл немало героических ролей. Я ответил просто: "Нужно любить свою Родину, свою землю и быть готовым ее защищать".
— Вы на фестивале дали приз китайцам… Как-то непатриотично…
— Китайцы с нами в одной лодке. Они с 1939 года воевали за освобождение своей Родины от японских милитаристов. Во Второй мировой войне Родину свою они защищали на два года дольше нас.
Понятие "Родина" есть у любой нации, даже у такой молодой, как американцы. Другое дело, что понятия "Родина" и "патриотизм" у нас глубоко в крови, а у них — на поверхности. Они используют любой повод для пропаганды и воспитания патриотических чувств к своей малой родине, к родным. Семья у них возведена в абсолют, на самый высокий уровень.
Что означает слово "патриотизм" с точки зрения словообразования? Патрос — папа, отец, в переводе с греческого. Так что патриотизм есть и у китайцев, и у американцев, и в Европе. В любой стране — какую ни возьми.
— И ваш фестиваль готов принимать любой патриотизм?
— Если этот патриотизм без оттенка милитаризма или национализма, то почему нет?
— Когда мы говорим о патриотизме в искусстве, не могу не затронуть проблему искренности. По сути, патриотизм может быть и жестоким, порой он убивает.
— У нас на фестивале есть приз имени Евгения Родионова, который присуждается за правдивое отражение патриотизма в военном кино. Действительно, мы видим очень много фальши в современном кинематографе. В этом году приз получил фильм "72 часа". Эта картина молодого режиссера Киры Ангелиной еще только выйдет в широкий прокат в ноябре или в декабре. Кино получилось правдивым. Сама тема непростая — предательство среди одноклассников во время войны.
— Все-таки у нас снимали отличные патриотические фильмы. Школа Озерова — она никуда не делась?
— Безусловно, но она трансформируется. Возьмем, к примеру, Федора Бондарчука и его "Сталинград" — это уже совершенно другое кино.
— Снять хорошее кино — это важно. Но, на мой взгляд, гораздо важнее сделать так, чтобы это кино дошло до людей, и прежде всего до детей. Фактически они лучше знают американскую киноиндустрию, чем наши отечественные фильмы.
— Вот поэтому мы и проводим наш фестиваль. Нынешний уже 13-й по счету. Он стартовал в 2003 году, к тому времени американцы уже успели "наследить" и в умах, и в душах, и в кинематографе своим Голливудом, захватив экраны разных стран. Свято место пусто не бывает: ушло советское кино — сразу появилось американское. В их "стране грез" все выверено до последнего шага, драматургически верно отстроено. Единственные, кто держится пока особняком и не пускает к себе американцев, это индийцы со своим Болливудом. В России же наше кино только начинает возрождаться.
— Юрий Озеров — отличный режиссер и с технической точки зрения очень интересный…
— Две с половиной тысячи человек массовки было задействовано во время съемок Курской дуги…
— Вы имеете в виду "Освобождение"?
— Да, речь об этой картине. Двести пятьдесят ролей — представляете? Тогда же не было компьютеров!
— И смотрелось все на одном дыхании…
— В то время не было компьютерной графики — танки настоящие, самолеты настоящие. Мы когда в "Сталинграде" снимались у Озерова, часами стояли самолеты ждали, чтобы снять несколько эпизодов. Режиссер был "головой" всего процесса, у него не было никаких продюсеров.
— А почему съемки велись в Калининграде?
— Потому что Озеров там войну закончил. Он в апреле 1945-го штурмовал Калининград, тогда Кенигсберг. Был в числе наводчиков, которые сидели на верхушках трех сосен. Этот кадр потом вошел в "Освобождение". Я никогда не думал, что можно наводить артиллерию, авиацию, пехоту с верхушек сосен. Тогда он решил, что если останется в живых, то снимет об этом кино. После демобилизации Озеров забрал документы из ГИТИСа, в который поступил в 1939-м, и поступил во ВГИК.
— Любить Родину — это светлое чувство или чувство боли за Родину?
— Это одновременно. Как любовь к ближнему у вас проявляется? Точно так же. Когда ты переживаешь за его неудачи — это боль. Когда речь идет об удаче, успехе — это гордость.
— Патриотическое кино должно быть про победы или про трагедии и поражения тоже?
— Это катарсис, все зависит от того, как и чего ты хочешь добиться.
— А у вас нет ощущения, что у нас часто дают деньги на не самое патриотическое кино?
— У нас дают деньги на их "отмывание" под видом патриотического кино — такое есть.
— Расскажите про последний ваш фестиваль, калининградский. Какие фильмы демонстрировались, кто победил и — самое главное — когда мы сможем эти картины увидеть на широком экране?
— "Батальонъ" с успехом уже прошел в широком прокате еще весной, если мне память не изменяет.
— Он получил главный приз?
— "Батальонъ" получил гран-при. По своей масштабности, пластике, драматургии, выразительности решений эта была картина ближе других к Юрию Озерову. Наш фестиваль все-таки носит его имя, а это, поверьте, высокая планка для любой картины. Поэтому у нас Михалков получал дважды гран-при. Вот сейчас "Батальонъ". "Адмирал" тоже в свое время стал обладателем гран-при. Может быть, и Федор Бондарчук со своим "Сталинградом" получил бы награду, если бы участвовал в конкурсе, но он не стал соревноваться.
— Какие еще работы были отмечены?
— Про картину "72 часа" я уже сказал. Приз за лучшую мужскую роль получил молодой актер Юрий Борисов, фильм "Дорога на Берлин". Лучшая женская роль у Марии Ароновой. Женская роль второго плана — Мария Кожевникова. Обе актрисы сыграли в картине "Батальонъ".
— А вы сами можете повлиять на распределение призов?
— Нет, но мою точку зрения жюри знает.
— Отечественное художественное кино люди еще видят, а как обстоят дела с документальным?
— Это большая проблема. Хотя у нас на конкурсе даже второй гран-при учрежден — за документальное кино. Неигровое кино у нас получает отдохновение. Мы единственная ниша, где документалисты могут демонстрировать свое творчество. Раньше был киножурнал "Хочу все знать", его традиционно "крутили" перед киносеансами. Но сейчас документальное кино, к сожалению, не показывают в кинотеатрах. Поэтому режиссеры демонстрируют его в рамках фестивальной программы. В этом году гран-при получил авторский фильм журналиста Максима Фадеева "Сепаратисты". Лента — пятая часть документального проекта "Донбасс. На линии огня".
— А можно снять хорошее кино про Гражданскую войну? Готовы были бы взяться, если бы вам сказали: давайте, начинайте, открываем финансирование!
— Я бы взялся. Но любое кино начинается с драматургии. Нужно сначала понять, о чем будет кино. И потом, патриотизм — это не обязательно война.
— Да, но мальчишки любят кино про войну.
— Потому что это "экшн", там стреляют, и там все понятно — это враг, а это свой.
— Они учатся отличать добро от зла именно через, как вы говорите, "экшн", через фильмы про войну.
— Согласен.
— Мои дети американское кино знают лучше, чем наше. Меня это тревожит.
— Потому что они выросли вместе с ним.
— И что делать?
— Менять эту тенденцию, в том числе и на законодательном уровне. Нужно уменьшать количество показов американских фильмов, но при этом улучшать качество фильмов российских.
— Даже наше хорошее современное кино о войне не покажешь дошкольникам и детям младшего школьного возраста. Как быть с этой возрастной категорией?
— Во времена СССР у нас существовало детско-юношеское кино. Этим направлением занималась Студия имени Горького, которой выделялся приличный бюджет. В общем, был целый пласт в нашем кинематографе, который сейчас просто-напросто выпал.
— А сейчас что делать?
— Возрождать!
— Кинофестиваль может сыграть в этом роль?
— У нас есть программа "Соколенок", которая ориентирована на детей категории "6+".
— Что она собой представляет?
— Ну, во-первых, в ней представлено новое детское кино. Таких картин, к сожалению, немного. Поэтому мы обращаемся к ретро — это фильмы, которые в свое время выпускали Студия Горького, "Мосфильм", "Ленфильм".
— То есть необходимо восстанавливать пленку?
— Нет, оно уже оцифровано, его можно найти даже в свободном доступе. Мы сейчас занимаемся систематизированием этого кино, включаем туда новые картины, в том числе и мультипликационные. К примеру, мультфильм "Белка и Стрелка" идет на-ура, но, к сожалению, такого кино мало — это штучный товар. "Маша и Медведь" также входит в этот список.
— Мы с вами про войну говорим…
— А для детей неважно. Я еще раз подчеркну, патриотизм — это Отечество, это любовь к своим героям, своей стране, своей земле, той же Маше-хулиганке, от которой даже Медведь бегает.
— Давайте поговорим о планах. Что в ближайшей перспективе?
— Будем проводить 14-й фестиваль. Где он будет проходить, пока сказать не могу. Маловероятно, что это будет Москва. Мы обычно в столице проводим юбилейные фестивали. Москва все-таки пресыщена в этом отношении, кино нужно везти в регионы. К сожалению, с нашим бюджетом мы не дотягиваем до Владивостока и даже до Сибири, поэтому ориентируемся на западную часть страны.
— Китайцы в нем примут участие?
— Китайцы с нами всегда. С 2004 года.
— Что интересного они снимают?
— Все. А под военную тематику у них даже есть студия под названием "1 августа", которая специализируется именно на таком кино. Ежегодно на наш фестиваль они представляют как минимум один-два фильма.
— А как насчет совместных планов?
— Совместные проекты есть. Первый был с Никитой Михалковым — "Балет в пламени войны", планируются и другие. Но руки не такие длинные, пока не дотягиваются.
Читайте также:
С чего начинается Родина и Победа?
Российская "фабрика грез": польза кризиса
"Энтертейнмент" вытесняет фильмы о войне
Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов
Беседовал