Никто не спорит, что служба эвакуации автотранспортных средств в городах нужна. Но что происходит сейчас в Москве? Почему первоочередной задачей структуры стало не решение реальных проблем мегаполиса, а погоня за прибылью. Эту тему в эфире Pravda.Ru обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
— Игорь, cтоличные эвакуаторщики - это настоящие мастера своего дела: надо еще уметь за считанные минуты подцепить, поднять, погрузить машину так, чтобы она не загудела, а затем по-быстрому отвезти ее с глаз долой. Для этих людей вообще писаны какие-нибудь правила, или нет?
- Правила, конечно, писаны, но, к сожалению, многие из этих правил подогнали под желания владельцев двух компаний, которые и занимаются эвакуацией автомобилей в столице. И это, на самом деле, очень плохо, потому что дискредитирует саму идею эвакуации, а она реально очень важна для такого огромного мегаполиса, как Москва, где реально существует масса объективных поводов, почему автомобили надо убрать с улицы.
Но решение объективных проблем у нас превратили в инструмент зарабатывания денег. Две частные компании, которые занимаются эвакуацией, в своих уставных фондах имеют по 10 000 рублей каждая, но, договорившись с городом, каждая взяла в лизинг по 150 специальных автомобилей.
- А вообще сколько эвакуаторов сейчас работают в Москве?
— Четыреста с небольшим. Триста принадлежат этим компаниям, остальные — городу.
Так вот, как любые коммерческие компании, они имеют свои бизнес-планы, которые строятся исходя из определенных расчетов. И расчет получается следующий: каждый эвакуатор должен за рабочую смену забрать с улиц примерно восемь автомобилей.
Потому что компаниям, естественно, надо погашать лизинговые платежи за машины, оплачивать двух-, а то и трехсменную водителей, техническое обслуживание, ремонт, стоянку самих машин. И, понятное дело, какой же бизнес-план без заложенной в него прибыли?
- А как же "воспитательная" функция?
- Есть и такая. Все считают, что если тебя пару раз эвакуировали, то третий раз ты машину там, где не положено, не оставишь. Есть случаи, которые не вызывают вопросов. Например, парковка на пешеходном переходе, автобусной остановке, трамвайных путях, в туннеле, на мосту, на узкой улице, где ширина менее трех метров, на повороте, где плохая видимость. Таких объективных причин, по-моему, семь или восемь, и против них никто возражать не будет, как и против запрета парковки на тротуарах.
Необходимость эвакуации таких машин вообще не обсуждается. А дальше смотрим в КоАП РФ, статья 12.16 "Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части". За стоянку под запрещающим знаком предусмотрено достаточно серьезное наказание — штраф 2,5 тысячи рублей. И еще машину увозят.
Тут и начинаются основные споры: в Москве никто не знает, сколько в городе вообще установлено знаков, запрещающих стоянку и остановку, называют цифру около 30 тысяч. Я в этой теме уже около 15 лет, и ни один человек мне не смог ясно объяснить, какими же принципами руководствуются те, кто эти знаки выставляют.
А тут еще и дорожная разметка, и из-за нее начинают утаскивать. А разметка часто противоречит знакам. Как итог: и знаки появляются неизвестно почему, а разметка тем более.
Вот простой пример, который я приводил уже несколько раз: мой дом, в нем четыре подъезда, рядом с ним было примерно 30 мест для парковки жителей. И мы всегда ставили машины елочкой. Потом пришли какие-то люди и поставили знак — парковаться можно только вдоль дома.
Из 30 мест осталось примерно 20. А теперь кто-то ночью сделал новую разметку. Кто — никто не знает. Мне уже замначальника департамента помогает разобраться, кто же эти люди были на самом деле.
А итог: во дворе осталось всего восемь мест для парковки, посередине двора ее запретили. Почему? Я понимаю, если бы дом стоял на изгибе, видимость была плохая, но это же самый обычный прямой длинный дом на не очень оживленной улице.
Почему разрешили парковку только в его начале и конце? Я пытаюсь просто найти того, кто принял это решение, посмотреть на эту бумагу, а меня отфутболивают по разным инстанциям. Но все при этом твердят одно и то же: все было сделано для блага москвичей.
Также по теме:
Парковки: "Огораживание пастбищ" по-московски
"К автолюбителям относятся как к скоту"
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала