Введение платных парковок в пределах Бульварного кольца поддерживают почти 100 процентов москвичей, в пределах Садового кольца — 45 процентов, а вот за Третьим кольцом — от силы наберется 10 процентов сочувствующих? Проблему столичных парковок обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.
- Игорь, платные парковки наступают на Москву, как НАТО на Восток. И вопросов у жителей по этому поводу накопилось столько …
- Уже не только вопросов: недавно в Отрадном, например, жители, недовольные появлением платных парковок у них на улице, просто взяли и разнесли паркоматы. Вопрос в том, почему парковки в столице активно двинулись за Третье кольцо, не праздный и, откровенно говоря, не до конца понятный, поскольку городские власти много раз говорили, что за пределы центра они не выйдут.
И о том, почему сейчас происходит обратное, можно только догадываться. Хотя есть вполне репрезентативные статистические данные, которые получили в результате нескольких социологических исследований. А они говорят о том, что идею эту отвергает подавляющее большинство участников дорожного движения.
- Но, несмотря на это, процесс запущен…
- Процесс пошел, и это опасно. Те же социологи утверждают: столичная мэрия затеяла игру с огнем. В городе прошли уже три стихийных митинга: люди крушили паркоматы, спиливали знаки. Если расширение зоны платной парковки и дальше пойдет такими же темпами, это может вызвать и более серьезные волнения: надо помнить, что сегодня каждая третья московская семья имеет как минимум одну машину, а "автомобильная история" в России пока еще очень коротка.
Мы — практически первое поколение россиян, которое может позволить себе свободно купить автомобиль. И для многих он не просто средство передвижения, а олицетворение чувства свободы, независимости, личного благополучия, статуса, наконец.
В свое время, оказавшись в Японии, я специально занялся анализом этой проблемы. Потому что в этой стране в последние годы сложилась устойчивая прямо противоположная тенденция: люди начинают массово отказываться от личного автотранспорта. Причин, как мне видится, две: во-первых, в стране очень хорошо развит общественный транспорт, во-вторых, японцы просто "наелись" личными авто. Машины были у их дедушек и бабушек, родителей, сами они — четвертое поколение, которое может спокойно прийти в салон и купить любой автомобиль, какой заблагорассудится.
Из-за этого японцы относятся к личным к машинам совсем иначе, чем мы. Японцу совершенно все равно, ездишь ты в автомобиле или на метро. У тебя есть своя машина? Ну и ладно. Нет машины? Что ж, тоже нормально.
В России дела пока обстоят иначе, и любая попытка урезать твои "автоправа" воспринимается едва ли не как плевок в душу.
Никто не спорит, что у московского правительства, когда его возглавил Собянин, оставался единственный способ хоть как-то разгрузить от машин центр города — ввести платную парковку. Это была не его идея, это мировой опыт.
А вот как дело пошло дальше… Лично я всегда был и остаюсь сторонником "эволюционного пути": сперва сделать все по уму там, где люди согласны с введением платных парковок, все отладить, чтобы общественный транспорт работал, как часы, и уже потом двигаться "вширь". Но, к сожалению, городские власти решили идти другим путем.
- Кому-то денег захотелось?
- Точно не знаю, но возможно. Недавно на московском Урбанистическом форуме на круглом столе, посвященном вопросам транспорта, в разговоре с вице-мэром Максимом Ликсутовым я напомнил ему о "мятеже" в Отрадном. Ликсутов в ответ заявил, что там все было сделано по просьбе самих местных жителей.
Тут же со своего места в зале встал муниципальный депутат из Отрадного, и возмутился: как оказалось, не то что с местными жителями, даже с местными депутатами это никто не обсуждал.
Ликсутов засмущался, сказал, что с этим будут разбираться. Получается, в столице пошел некий процесс, не до конца подконтрольный даже мэрии? О каких серьезных предварительных исследованиях в этой ситуации можно вообще вести речь? Между тем ясное понимание в этом вопросе необходимо, а без серьезной предварительной проработки сделать это невозможно. И самое главное: обязательно нужно встречаться с людьми, объяснить им, зачем это делается, убеждать, что от перемен они только выиграют.
Вакханалию же, которая сейчас творится с парковками за пределами Садового кольца, наглядно демонстрирует один-единственный случай — ситуация, сложившаяся на Бульваре Рокоссовского. Жители одного из новых домов бизнес-класса, выйдя однажды во двор, с удивлением обнаружили, что 50 из 80 парковочных мест в одночасье стали местами… для инвалидов.
Жильцы, ничего не поняв, пожали плечами и продолжили парковать свои машины в своем же дворе. Но скоро приехали несколько эвакуаторов и начали забирать автомобили, которые стояли на местах для инвалидов. Жильцы возмутились, машины отбили. Мы подняли документы, и выяснилось: есть некая компания, которая управляет этим домом, а в самом доме есть подземная автостоянка, да только места на ней никто покупать не хочет, потому что за каждое из них просят по два миллиона рублей.
И для того, чтобы загнать жильцов "под землю", компания сама разрисовала асфальт, а потом договорилась со службой эвакуации. История умопомрачительная. Так и мы с вами можем выйти во двор, разрисовать асфальт и написать: "Это место мое!". Можем еще столбики врыть, цепи повесить… На Бульваре Рокоссовского поступили именно таким образом.
Понятно, что ни о каких законах речи здесь не идет. Единственное, что город сейчас разрешил, — это ставить шлагбаумы или ворота. Хотя, с моей точки зрения, это тоже путь диковатый, тупиковый. 0тдает каким-то Средневековьем: Англия, XV век, огораживание пастбищ. Шесть веков прошло, а мы решили все повторить.
Также по теме:
Платные парковки: Хотели как лучше...
Самые опасные на дороге - "водители с опытом"
Платный въезд в Москву: ни одного "за"
Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов
Беседовала