Реформа наземного городского пассажирского транспорта входит в завершающую стадию. Остались считаные дни до того, как москвичи смогут увидеть и воспользоваться обновленным по требованиям государственного контракта частным транспортом. Уже в конце сентября первый перевозчик, заключивший контракт с городом, выйдет на маршруты северо-запада столицы. Какие технические новшества ожидают жителей столицы? И что изменится в работе столичных маршруток?
Напомним, что новая модель управления коммерческими перевозчиками объединяет маршрутные такси с городским транспортом. Городские власти сохраняют за частниками 211 городских маршрутов. В течение 2016 года столица должна полностью перейти на новый формат взаимоотношений с коммерческим транспортом.
Ключевые изменения коснутся системы оплаты проезда — оплатить поездку можно будет с помощью городских билетов ("Единый", "ТАТ", "Тройка", "90 минут"). Для этого в маршрутках будут установлены валидаторы. Кроме того, на частном транспорте будут действовать льготы, доступные для москвичей на муниципальном транспорте. Большое внимание разработчики реформы уделили техническому оснащению транспорта.
Одно из требований госконтракта, которое переводит общественные перевозки на инновационный путь развития, — установка системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Польза от этой системы очевидна и для города, и для самих перевозчиков. Последние с помощью современного оборудования смогут контролировать несанкционированные сливы топлива, искусственное накручивание пробегов, и тем самым существенно сократить свои расходы.
Городские власти получат надежную систему контроля — с помощью ГЛОНАСС можно отследить местоположение транспортного средства для контроля выполнения рейсов и соблюдения расписания.
Кроме контролирующих функций, система будет способствовать повышению безопасности пассажиров. С помощью "тревожной кнопки" водитель сможет оперативно передавать сведения о технической неисправности транспорта или форс-мажорных обстоятельствах. И, наоборот, получать предупреждения об аварийной ситуации из диспетчерского центра.
Спутниковая навигация позволит заранее узнавать пассажиру о прибытии коммерческого транспорта. Данные об этом будут отображаться на электронных информационных табло на остановках. Впоследствии пассажир сам сможет контролировать местоположение ближайшей маршрутки с помощью любого устройства, имеющего доступ к сети интернет.
"Эффективность ГЛОНАСС уже показал муниципальный транспорт — водители соблюдают график движения, скоростной режим и вовремя пребывают на остановки. Кроме того, коммерческий транспорт будет оснащен камерами видеонаблюдения, фотокамерой, электронной системой информирования пассажиров, датчиками учета задымления и контроля температуры в салоне", — рассказывает заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин.
Повышению безопасности будет способствовать и установка в маршрутках системы видеонаблюдения. Такое решение было принято из-за возросшего числа нарушений, которые допускают транспортные компании. Только за последние полгода сотрудники ГКУ "Организатор перевозок" зафиксировали 9 972 нарушения на городских маршрутах, что на 7 процентов больше, чем за аналогичный период в 2014 году.
Камеры появятся в кабине водителя, в салоне, над посадочными площадками и на бортах автобусов. Впрочем, обычный пассажир не будет себя чувствовать участником шоу Трумена — глазки камер будет надежно спрятаны в обшивке салона и не будут бросаться в глаза.
Установка камер позволит в режиме реального времени фиксировать дорожную обстановку и контролировать ситуацию в салоне. Помимо этого, камеры в зоне посадки-высадки помогут подсчитать пассажиропоток и отслеживать покупку билетов.
Видеозаписи помогут в расследовании возможных конфликтов в салоне автобуса, а также — восстановить истинный ход событий при ДТП или при нарушении государственного контракта (превышение скорости, отклонения от маршрута, посадка или высадка пассажиров вне остановок).
"Рынок перевозок становится цивилизованнее. С помощью современной техники мы надеемся улучшить качество услуг и повысить безопасность пассажирских рейсов", — отметил руководитель ГКУ "Организатор перевозок" Сергей Дьяков.
"Знал бы, где упасть, соломки подстелил", — гласит народная мудрость. В буквальном смысле пословицу воспроизводит еще одно требование к маршруткам — наличие в них износостойкого покрытия против скольжения. Такой пол минимизирует травмы пассажиров при резком торможении.
Таких продуманных деталей в государственном контракте много. Транспорт должен быть не старше двух лет и соответствовать классу экологичности не ниже "Евро 4". В обязательном порядке автобусы должны быть оборудованы системами климат-контроля и кондиционирования.
Большинство частных перевозчиком перейдет на низкопольные модели. Кроме того, на автобусах большой и средней вместимости будет обязательным наличие автоматической системы пожаротушений, а в маленьких автобусах у водителя должен быть исправный огнетушитель. В случае аварии все двери транспорта должны будут автоматически открыться.
"Мы не хотим видеть на московских дорогах старые аварийные маршрутки, которые являются частой причиной ДТП и угрожают жизни и здоровью пассажиров. Наша цель — сделать транспорт безопасным и комфортным для москвичей. Именно поэтому мы разработали подробные требования к автобусам коммерческих перевозчиков", — отметил заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин.
Обновленный московский транспорт появится на дорогах уже в октябре. Узнать его можно будет издалека — он будет окрашен в узнаваемый синий цвет московского транспорта.