В гостях у Pravda.Ru побывал известный актер и режиссер Михаил Богдасаров. Михаил рассказал о современном российском кино, сложностях актерской и режиссерской профессий. "Меня загоняют в рамки, но это беда всех артистов. А потом из этих рамок тяжело выбраться — "давайте Богдасарова позовем, он уже это делал 20 раз", — признается Михаил Богдасаров.
- Михаил, уже почти пять лет, как вы выступаете в новом качестве, — в качестве режиссера. Чем вас привлекла режиссура? Вам надоела актерская профессия?
- Нет, ну что вы. Я не могу предать свою альма-матер, не могу предать свою профессию, своих педагогов — Владимира Наумовича Левертова и Касаткину Людмилу Ивановну, Колосова Сергея Николаевича, Евгению Николаевну Козыреву. Я остаюсь верен актерской профессии, сейчас снимаюсь в нескольких проектах одновременно. Хотя все очень непросто в нынешнее время: бюджетов нет, проекты останавливаются, но мы пока держимся.
Что же касается моего прихода в режиссуру, то это даже не изменение, а расширение моей деятельности.
Я решил попробовать себя в ипостаси режиссера для того, чтобы рассказывать историю не с точки зрения одного персонажа, которого я играю как актер, а с точки зрения всех. Рассказать некую уникальную историю в любом жанре.
Когда я учился на режиссерских курсах, Хотиненко мне сказал: "Ты комедиограф". Я с ним не согласен. Я не только комедиограф, но еще детективщик и мелодраматист. И я хочу попробовать себя в разных жанрах.
Когда я только-только закончил в 2011 году Высшие режиссерские курсы и мне предложили комедию, я не раздумывая согласился. Когда мне позвонили и сказали: "Миша, горит проект, давай бери", я тут же подхватил.
— Вышли на площадку без сомнений, с уже с готовым режиссерским видением?
— В том то и дело, как можно выйти с готовым режиссерским видением, когда 25 числа тебе говорят, что ты будешь снимать, ты подписываешь договор, а 5 числа ты должен выйти на площадку. За десять дней как можно быть готовым? С моей стороны это был большой риск, но я считаю, что его оправдал.
- А вы суровый режиссер на площадке? С вами не забалуешь, никакого панибратства?
- По-разному. Мои театральные педагоги меня учили, что Бог — это текст. Бог — это то, что написал автор. Для меня это библия. Я должен понимать, что там заложено в истории. Так что, не сказать, что я какой-то очень строгий режиссер, но стараюсь работать с актерами, обращая внимания на эту библию, на этот текст.
Актеров люблю, понимаю их сложности, понимаю, с чем они пришли. Иногда не складывается в голове у артиста, он не может что-то сыграть, я знаю, что ему подсказать, что ему сказать такое. Может быть снять с него стресс и попытаться двинуть его дальше к исполнению.
— Актерская братия, она сложная?
— Сложная, но мне повезло. Мне всегда везло. Скажем, например, Маша Аронова — это не подарок. И мне говорили: "Ты это увидишь и поймешь". Но так как я с Машей Ароновой сделал несколько проектов в качестве актера, и мы с ней в прекрасных отношениях, то сразу на площадке нашли общий язык. Как актриса, как истинный, искренний человек — она очень настоящая. А вот с капризами совершенно малоизвестных актеров мне пришлось повозиться
— О каких кинопроектах мечтаете? К чему больше лежит душа, над чем сейчас работаете?
— Сейчас, как известно, у нас творения в основном продюсерские, поэтому о чем я мечтаю, я убираю на какую-то дальнюю полочку и пытаюсь пробить адекватные сегодняшнему времени истории. Они должны быть малобюджетные, но они должны быть увлекательные, завлекательные, они должны быть очень интересные и они должны привлекать зрительское внимание. Я бы сказал, что в какой-то степени, помимо того, что они должны быть авторские, они должны быть и коммерческие.
— А что такое адекватные? Ваша точка зрения на адекватность проекта?
— Это ясный жанр. Если это комедия, то чистая комедия, никакой лирики. Или чистая драма или детектив. Всего остального я побаиваюсь.
— Вы столько всего переиграли! Какие роли еще не охвачены?
- Мне удавались когда-то мелодрамы. Я очень болею, честно говоря, мелодрамами. И к сожалению, мне не удается в них сыграть. Предлагают какие-то сюжеты, в основном знаете звонки типа: "Здравствуйте, а вы можете с акцентом говорить?". Вот буквально на таком уровне.
Господство продюсеров ограничило репертуар, а я в свое время, после окончания института, играл в театре очень много разных национальностей.
— То есть получается, что вы как актер загоняете себя в какие-то рамки.
— Меня загоняют, но это беда всех артистов. А потом из этих рамок тяжело выбраться — "давайте Богдасарова позовем, он уже это делал 20 раз, уже понятно, что он это все сделает". К сожалению, это происходит сплошь и рядом.
- А есть у вас какие-то кумиры-режиссеры? Те, с кого хочется взять пример.
- Я не хотел бы какого-то выделять, но когда-то я очень любил Никиту Сергеевича Михалкова. Очень. Я ему прямо поклонялся. Его ранние картины. "Пять вечеров", например. Потрясающие актерские истории.
Сейчас он превратился в шоумена, причем во всем. Когда он к нам приходил на Высшие режиссерские курсы, то тоже делал из всего этого шоу.
Например, вызывает на сцену девушек. Выходят девочки в шортиках, в юбочках, и он с ними: "А давай ловить мячик на общение". Она ловит, у нее юбочка задирается. Он: "Вау, посмотрите, молодец!". Вот такое шоуменство.
Сейчас в его кино нет, как мне кажется, ясных и понятных сюжетов. Там какое-то одному ему понятное манипулирование сознанием. Первые его картины были потрясающие, они полны смысла, они изобретательны. Вот такое кино я хочу снимать.
Заметьте, что там бюджеты были смешные. Но режиссеры находили выход из ситуации. Все актеры потрясающе играли. Сам Никита Сергеевич потрясающе играл.
— Каждый режиссер говорит: "Вот дайте мне бюджет, я покажу вам такое кино!"… А вы говорите, что надо снимать кино малобюджетное.
- Я так не говорю. Так, к сожалению, получается. На моем режиссерском курсе училось 25 человек. Из них снимают, работают режиссерами только Дима Дюжев, Клейнот Елизавета, я и еще кто-то. А все остальные говорили: "Мы будем снимать кино, блокбастеры…".
А мы им говорили: "Друзья, вы не будете снимать кино. У вас на это денег не будет. Вы будете снимать в лучшем случае артхаус, а в худшем случае — сериалы". Я путем артхауса не пошел. Но, честно говоря, жалею об этом.
Хочу попробовать сейчас короткометражечку снять, потому что хочется кино заниматься. Поэтому я и говорю, что отсутствие денег порождает изобретательность, как бы сказать возможные варианты съемки за небольшие деньги.
— Станислав Сергеевич Говорухин однажды сказал, что наши российские режиссеры для того, чтобы попасть на западные кинофестивали, в угоду западным кинокритикам снимают всякую чушь, лишь бы их только как режиссеров пригласили на красную дорожку в Канны. Вот на что вы способны, чтобы гордо пройтись по красной дорожке?
- Ну, ничего себе, провокационный вопросик, я хочу сказать. В Канны, конечно, хочется, но я при этом не буду снимать ни какую порнуху, ни чернуху. Слава богу, никто не приглашает и не предлагает мне такое поснимать. И я, наверное, не готов это делать.
Но я понимаю слово "формат". Я его понимаю. И поэтому для того, чтобы картина была ясна европейским зрителям, нужно как-то подумать на уровне сценария, суметь направить сценарий в сторону зрительского интереса европейцев. Так что к этому я готов. Но это должна быть понятная общечеловеческая история: про любовь, например. И я не считаю, что это какой-то компромисс. Мы должны быть интересны и понятны зрителю Европы.
— 17 августа Олегу Павловичу Табакову исполнилось 80 лет, а вы много лет играли в "Табакерке". Потом ушли.
- Вот о чем жалею, так только о том, что я ушел из этого театра. Если бы была возможность, как у Макса Фриша в пьесе "Биография", переиграть с какого-то момента, я может быть с этого момента и переиграл бы свою жизнь.
Олег Павлович замечательный. Но он не мой учитель. К сожалению. Так как-то сложилось. И я ему немножко не доверял. Мне тогда было очень скучно. Я работал в двух театрах, и мне хотелось еще чего-то и еще чего-то, я себе придумывал какие-то показы в другие театры.
И показался в театре-кабаре "Летучая мышь". И мне показалось, что Олег Павлович не очень меня жалует, он не очень хочет, чтобы я работал… Ну, такой юношеский максимализм. Или не знаю. Мне кажется, что я решил, что не буду работать в этом театре. Пришел к нему и просил: "Олег Павлович, что меня ждет?". Он ответил: "Ну что тебя ждет, приклеим тебя к бороде и все". Он сказал: "Ты же мастер эпизода, вышел блеснул и ушел". Это меня обидело.
Я думал, что я как-то для Гамлета создан, безумие страстей, как поется в песне. Повернулся и ушел. В общем, я жалею об этом, потому что дальше, по сути, я мыкался. Поиграл и в мюзиклах, и в "Летучей мыши". И это оказалось совсем не моим.
У меня в новом театре была одна серьезная драматическая роль, а у Олега Павловича у меня было много. Маленьких эпизодов, но много. Я жалею о том, что я, конечно, ушел. Там было для меня как актера больше возможностей для роста. Но тем не менее все пошло в творческую копилку, как-то все потом пригодилось…
Беседовала и подготовила к публикации