Реформы образования укрепляют характер

Источник: фотоархив Pravda.Ru

В этом году многие российские школы получат совершенно новые учебники по истории. Как шла работа над учебниками, что изменится в работе учителей истории и будет ли меняться опросник ЕГЭ по истории. Об этом Pravda.Ru рассказали главный редактор издательства "Дрофа" Руслан Гагкуев и доцент кафедры истории РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Тырин.

— Давайте поподробнее про учебник. Я так понимаю, что там был конкурс. Во-первых, два года назад наш президент, если я правильно понимаю, дал установку разработать "единый учебник истории".

Сергей Тырин: Поначалу в обществе, и в первую очередь среди историков, по поводу создания "единого школьного учебника" ходили самые различные толки. Но два года назад президент Владимир Путин положил конец спорам: от идеи написания единого учебника отказались, а Российскому историческому обществу было предложено разработать единую концепцию такого учебника.

Смысл решения сводился к тому, что профессионалы между собой могут сколько угодно искать консенсус по ключевым вопросам отечественной истории, но образовательная программа средней школы не должна опираться на крайние, порой экстремистские точки зрения. Школе требуется консолидированная точка зрения на основные вехи отечественной истории.

Профессиональное сообщество взялось за работу, и прошлым летом концепция была представлена на суд широкой общественности. Следом уже министерство образования объявило конкурс на учебники, написанные в русле концепции, предложенной РИО.

И минувшей зимой пять российских издательств представили на суд жюри восемь линеек школьных учебников для 6-10 классов. Три издательства вышли в финал конкурса: это "Просвещение" и "Дрофа", предложившие в итоге по полной линейке, и "Русское слово", к сожалению, не получившее положительный отзыв на представленный им учебник по истории России для 10-го класса (а это, пожалуй самый "проблемный" на сегодня период — ХХ век).

В итоге все учебники, отобранные в результате конкурса, оказались включены в соответствующий федеральный перечень, и теперь по ним будут учиться школьники.

— А что ожидает старые учебники, их "изымут из оборота"?

Руслан Гагкуев: Нет, об этом даже речь не идет. Предполагается их постепенная замена: новые учебные пособия школы будут закупать в утвержденном плановом порядке. Старые же учебники останутся в ходу, так сказать, до своего полного физического износа.

В дополнение к ответу моего коллеги на первый вопрос добавлю, что итоговый вариант историко-культурного стандарта очень сильно отличается от своего первоначального варианта. Российскому историческому обществу за несколько месяцев удалось добиться главного: достичь консенсуса по наиболее сложным вопросам отечественной истории.

Получился очень взвешенный документ. Он включает в себя уже упомянутый историко-культурный стандарт, а также концепцию преподавания курса истории в средней школе. Стандарт описывает содержательную часть учебной программы, а концепция — основные подходы к преподаванию истории России в средней школе.

С.Т.: Это очень важный момент: недостаточно договориться о том, какие события будут включены в учебный курс, необходимо еще и определиться и с принципами, как предмет будет преподаваться. Совершенно очевидно, что в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве, как Россия, в основе должны лежать толерантность и отсутствие крайних оценок тех или иных событий или периодов.

Должна быть и "договоренность" в отношении базовых методических принципов преподавания, чтобы ребенок, переходя из одной школы в другую, не столкнулся с диаметрально противоположной трактовкой одних и тех же исторических событий. Образно говоря, чтобы события 1917 года не трактовались одним педагогом как "великая социалистическая революция", а другим как "кровавый переворот". Обо всем необходимо было договориться, и это было сделано.

Что же касается непосредственного выбора того или иного учебного пособия, то он останется за каждым учителем. Это очень важный момент. Сегодня это коснулось учебников по истории. Мне кажется, что выстраивание единого пространства при сохранении выбора учебников и учебных пособий за преподавателем — путь правильный и очень перспективный, по этой схеме должен пойти процесс оценки и выпуска школьных учебников по всем предметам.

Р.Г.: Действительно, ни одна страница из нашей истории из школьного курса не исчезла, какая бы драматичная она ни была.

С.Т.: Разработчики стандарта не случайно выделили так называемые "трудные вопросы" истории. В итоге таких набралось почти три десятка. Сделано было это для того, чтобы предварительно договориться, как их подавать детям. Безусловно, каждый педагог имеет "право голоса" и может привносить в учебный процесс что-то свое, но учебные пособия должны выражать консолидированную оценку.

Резюмируя сказанное, хочу сказать, что в новых учебниках "красной нитью" проходит мысль о том, что мы живем в стране с многовековой историей, у нас масса достижений и есть чем гордится. Но при этом важно не забывать, что в нашей истории были и темные страницы.

Сегодня мы живем в открытом информационном пространстве, школьникам доступен интернет, они общаются с друзьями, родными, близкими. Нет резона замалчивать в школьной программе ту или иную информацию — она все равно дойдет до ребят, но неизвестно в какой интерпретации. Отражать историю страны нужно во всем ее многообразии, рассказывать и о достижениях, и о проблемах. Важно, чтобы это было сделано корректно, без смакования проблем и излишнего выпячивания достижений. По-моему, всего этого нам удалось добиться

— К учебникам всегда полагаются методические материалы для педагогов…

Р.Г.: Стандарт задает высокую планку в части разнообразных методических пособий. Пожалуй, вообще впервые столь тщательно прописано, что должно быть сделано. Это и атласы и контурные карты, и методические пособия, и хрестоматии, предполагается выпуск даже специальной книги для учителя.

С.Т.: Школы сегодня есть разные, в том числе профильные, в которых на изучение истории отводится больше часов. Поэтому дополнительные материалы, например, хрестоматии или книги для чтения, — это очень важный элемент. Но я отдельно хочу остановиться на электронных формах учебников. Это то новое, что уже пришло в наши школы и очень расширяет образовательные возможности. С этого года все учебники должны иметь также электронную форму.

Р.Г.: Именно все, которые содержатся в федеральном перечне, а не только по истории России. Добавлю, что делать электронную форму было по-настоящему интересно. Мы старались, чтобы она была, с одной стороны, удобна в использовании, а с другой, содержала большое количество самого разнообразного материала: видеообъектов, исторических аудиозаписей, даже 3D-графики. В общем, сделали так, чтобы учащиеся и учителя не лазили за всем этим на посторонние ресурсы, а нашли их в электронной форме своих учебников.

— Это прекрасно, что появились такие замечательные учебники. Но как обстоят дела с переподготовкой учителей?

Р.Г.: Министерство приняло соответствующую программу переподготовки. Она охватит всех российских учителей истории. В ней будут задействованы как московские структуры, так и институты повышения квалификации в регионах. Задача — в течение года ознакомить всех с новым стандартом и методиками, в том числе и с принятой новой терминологией.

Это, безусловно, потребует переосмысления. Мы, как издательство, прекрасно понимаем, что дать школьникам в руки учебник и сказать: "Вперед!" — этого мало. Нужно еще помочь с ним работать. Для этого издательство в сентябре запустит специальный сайт history. drofa.ru. Его задача — как раз помочь школьным преподавателям истории "разобраться" с изменениями.

— Это будет работа в форме "вопрос-ответ"?

С.Т.: Не только. Речь идет о целой системе вебинаров. К их проведению мы привлечем самых разных специалистов. Проходить вебинары будут в форме лекций, конференций, и, конечно, ответов на заранее заданные и систематизированные вопросы. Сайт начнет работать фактически с началом нового учебного года, так что преподаватели смогут подключится к его работе буквально с первого дня.

— Давайте "переведем стрелки" на ЕГЭ по истории. В будущем году его предстоит сдавать школьникам, которые еще в глаза не видели новые учебники. Как им быть?

Р.Г.: Начнем с того, что никаких "неправильных" учебников у нас в школах нет.

С.Т.: На сегодняшний день у нас есть официальный документ, разработанный историками, — это историко-культурный стандарт. Естественно, при подготовке вопросов ЕГЭ специалисты, которые этим занимаются, будут ориентироваться на него: если приняты правила игры, их нужно соблюдать. Конечно, есть проблемы — без них не обходится ни одна реформа.

Применительно к истории главная заключается в том, что до сих пор все школьное образование, не только историческое, подразделяется на два этапа: с 5 до 9 класс, после которого дети сдают так называемые обязательные государственные экзамены — ОГЭ, и второй — с 9 по 11 класс, и по итогам сдается ЕГЭ.

Новая же концепция исторического образования, по сути, эту систему ломает: по ней изучение истории России заканчивается не в 9-м классе, как прежде, а в 10-м, и пока непонятно, что будет с 11-м классом.

— Логично было бы продолжить преподавание той же истории.

С.Т.: И мы, и многие тоже так думают. Но пока нет никаких документов, которые бы регламентировали, что будет преподаваться в 11-м классе. Мы только можем предполагать, что, вероятно, будет некий дополнительный курс для тех школьников, кто соберутся сдавать профильный ЕГЭ. В учебном процессе появилась некая "серая зона", и все ждут от министерства и Исторического общества разъяснений на этот счет.

Р.Г.: Кстати, в министерстве говорят, что ясность в этом вопросе будет уже осенью. Пока же, что касается преподавания истории в 10-м и 11-м классах, то в программе остаются всеобщая история и курс "Россия и мир".

— Вернемся к вопросу об одновременном хождении в наших школах старых и новых учебников по истории. Представим себе гипотетическую ситуацию, когда ребенок вынужден готовиться к ЕГЭ по старому учебнику, потому что по нему занимаются в его школе. Но вопросы ЕГЭ уже готовятся на основе новых. Как быть в подобной ситуации?

С.Т.: Это проблема, с которой обязательно столкнутся учителя, и которую им придется решать в индивидуальном порядке. Как говорят китайцы, не дай бог жить во время перемен. Издательства, конечно же, выпустят для них соответствующие инструкции, что и как делать, но все равно педагогам придется делать "самостоятельную работу".

Р.Г.: На самом деле, все не так драматично. Принятый историко-культурный стандарт для педагогов не новость, он давно и широко обсуждался в профессиональном сообществе. Действительно, новые учебники выпустили только сейчас, но еще в прошлом году министерство образования и науки подготовило и разослало рекомендации о том, как вести преподавание в соответствии с историко-культурным стандартом.

Во-вторых, проблему призвана нивелировать переподготовка кадров, о которой мы уже говорили. В общем, основная масса учителей истории уже подготовлена к грядущим переменам.

Другое дело, что в школах сложится ситуация, когда какие-то классы уже с 1 сентября начнут изучать курс уже по новым учебникам, а какие-то будут доучиваться по старым. Учителя должны быть готовы к этому.

— Другими словами, все зависит от учителя?

С.Т.: Зависит от многих факторов. Во-первых, безусловно, от квалификации самого учителя, от того, готов ли он проявить личную инициативу. Во-вторых, зависит от руководства школы, от того, поддержит ли оно учителей истории в непростое для них время, или все пустит на самотек.

И, наконец, зависит от того, как будет организована переподготовка кадров. Если в ее процессе учители получат конкретные, подчеркиваю конкретные рекомендации, то это одно.

Если же все будет организовано формально, то это только создаст дополнительные трудности и проблемы. В общем, факторов, от которых будет зависеть "успех предприятия", множество. Но, как говорится, этот момент надо просто пережить. Другого выхода нет, переход от старого к новому всегда сопровождают проблемы.

В общем, не завидую выпускникам этого учебного года.

С.Т.: Трудности закаляют. Но вопрос даже не в этом. История, как и любая наука, имеет свои закономерности, свою внутреннюю логику. Если ученик понимает их, если его этому научили, для него не будет проблем с написанием ЕГЭ. А если не научат разбираться, анализировать, пользоваться информацией, то какой бы ни был хороший и правильный учебник, все бессмысленно.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить школьника всему этому, увлечь своим предметом. А сделать это можно и с плохими учебниками, как бывало раньше.

— Те, кто будут готовить тесты для ЕГЭ, будут ориентироваться уже на новые учебники?

Р.Г.: Этот вопрос уже не к нам, а к Федеральной службе педагогических измерений.

С.Т.: Повторю, историко-культурный стандарт — закон для всех, и для Федеральной службы тоже. Если учебники будут написаны в одном ключе, а задание в другом, то неизбежна катастрофа. ЕГЭ постоянно критикуют и постоянно совершенствуют, вносят коррективы.

Насколько я знаю, в следующем году заданий уровня, А уже не будет, зато предполагается включить больше рассуждений, эссе. На смену "методу тыка" идет умение рассуждать, оперировать информацией, делать выводы и заключения, если говорить о ЕГЭ по истории. Думаю, руководствоваться и школьникам, и учителям нужно именно этим.

Читайте также:

К ЕГЭ надо относиться как к плохой погоде

Школа сегодня - танк без руля и башни

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала