Замужество в России - статусная вещь

Источник: фотоархив Pravda. Ru

Почему число разводов растет, а семейные ценности подвергаются серьезным испытаниям? Возможно, дело здесь не в "тяжелой жизни", а в самих людях, мужчинах и женщинах. Так, мужчины не хотят ни за кого отвечать, а женщины ищут легкой и красивой жизни. О семейной жизни, любви, разводах, детях в эфире Pravda.Ru рассказывает психолог Виктория Мещерина.

— Виктория, исследователи в разных странах мира убеждены, что разрушается традиционный институт семьи. Согласно сухой статистике, число разводов продолжает расти. Последние данные свидетельствуют, москвичи чаще всего принимают решение о разводе в возрасте от 20 до 39 лет. Это 58 процентов от всех разводов мегаполиса. Что за взрывоопасный элемент для брака содержит этот возраст — до 40 лет?

— Для этого есть очень много причин. И, конечно, в истории развода, как правило, абсолютно точно лежит индивидуальная история каждой пары. И это история очень невеселая для двух партнеров, потому что в каждой истории развода, как правило, есть история предательства. И когда мы сталкиваемся с этим предательством, кто-то из нас принимает решение не видеть этого человека больше никогда, ни за что, и неважно, что у вас есть дети.

Кто-то принимает решение разрушить личную жизнь и жить ради детей. Это тоже не очень красивая история. Детишки это чувствуют. Это не очень честно даже по отношению к ним, уже не говоря по отношению к собственной личной жизни, поэтому я могу с уверенностью сказать, что легких разводов не бывает ни для кого из партнеров.

А вот еще причина, которая может повлиять на принятие решения о разводе, как ни странно, социальная. Мы все подвержены идеям нашей семьи, маленькой семьи — маленького государства, идеям родительской семьи, то есть той, что нам рассказывали о семье мама и папа. И, конечно, если мама говорит "разводись", то пара разводится быстрее. Неважно, причем, кому из партнеров, мальчику или девочке, сыну или дочери.

Общего рецепта нет, одинаковых историй нет, у каждого свои основания разводиться, а иногда — сохранить так называемую фасадную семью. То есть семья, которая существует только для других, но не для меня самого. Это тоже очень печальная история.

Еще на само решение разводиться или не разводиться, как ни странно, влияют идеалы поколения. Вот сегодняшние сорокалетние — это все-таки люди, прошедшие 90-е годы, и тогда выросло целое поколение мальчиков, которым говорили, что отвечать за женщину трудно, неважно и не нужно. Женщин много, а ты один такой уникальный.

И мы получили очень много мужчин, которые не умеют отвечать за кого-то еще и у которых есть, как ни странно, под боком очень добрая теплая мама, которая всегда примет обратно. И тогда они легче уходят из семьи и искренне считают, что у них будут новые любови. И в общем, их ничего не останавливает. То есть это разрешение разводиться им дали в родительской семье.

— Почему в 90-е годы так воспитывали?

— Это были времена такого здорового эгоизма. Было так трудно, что по объективным причинам выживать легче было одиночкам, и детей рождалось намного меньше. И женитьба рассматривалась как поступок не очень здорового на голову человека, дескать, что тебе еще нужно.

Но я ни в коем случае не хочу ставить какой-то акцент на неправильности воспитания мальчиков. В это же время выросло целое поколение замечательных девочек, которым объяснили, что самое главное — это жить за чей-то счет, найти себе богатого мужа, не работать. Тогда возникла вдруг эта бандитская романтика, романтика легких денег и Канарских островов, и девочкам просто объясняли, что самое лучшее в жизни — это продать себя подороже.

— И все-таки потом, после 40 лет, люди этот элемент опасного брака потеряют?

— Наверное, на более старшее поколение влияют иные идеи. Старшее поколение, во-первых, умеет более стойко переносить трудности и не считает их такими разрушающими, как люди до 40 лет, а во-вторых, у них все-таки больше работает идея о том, что вместе легче, нас так воспитывали. И третья идея старшего возраста — это не расставаться.

Людям постарше кажется, что без людей — только печаль и одиночество, а у молодых всегда очень много идей, и это нормально, это свойство возраста.

— А согласно вашей практике, люди чаще приходят налаживать отношения или доказывать свою правоту, обвинять?

— Наша страна считается детоцентрированной, то есть страной, где семьи живут ради детей. Вот, как правило, приходят в состоянии развода, чтобы сделать жизнь детишек после этого не травмирующей, то есть чтобы развод прошел для детей незаметно.

В общем-то, системные семейные психологи делают это давно, сейчас уже, наверное, практически все семейные психологи это делают. Это называется детский развод, то есть сделать так, чтобы дети не заметили, что мама и папа теперь не живут вместе.

— Сейчас популярны браки на расстоянии, гражданские браки, иногда людей одинакового пола. Действительно ли нормы брака трещат по швам?

— Трещат по швам формы брака, именно формы, не нормы. В любой необычной паре есть обычно правила, которые могут быть высокоморальными, а могут быть не моральными в своей основе. Формы брака действительно претерпевают изменения, но мне, например, больше нравится идея о том, что лучше жить в гражданском браке, чем в одиночестве. Если при этом гражданский брак не разрушает официальную семью и все сделано честно, то почему бы и нет?

Форм брака становится больше. Наверное, потому, что мир становится более открытым. Но ведь прожить друг с другом жизнь рядышком можно в любой форме: и с общими счетами, и без общих счетов. И развестись можно в любом состоянии — и с общими счетами, и без общих счетов.

Иногда так горько от того, что другой сделал с тобой, что не останавливают ни общий бизнес, ни ипотеки, ни дети — ничего. Хотя, с другой стороны, ипотека стала неким явлением, которое, в общем-то, заставляет прикусить язык на некоторое время, потому что все-таки такая финансовая ответственность — с ней труднее разбираться поодиночке.

— Отмечаются ли в России западные тенденции на заключение однополых браков, групповых, гостевых? И хорошо это или плохо?

— Дело в том, что в России, начиная с 16 лет и до 22-25 лет, девушка должна выйти замуж. Это очень публичная статусная штука. Тот, кто не вышел замуж, тот какой-то не такой. Кстати говоря, у мальчиков наоборот: чем позже мальчик женится, тем круче он выглядит.

Поэтому быть хоть как-то замужем и говорить об этом — это приятно. Я слышала историю про то, как мамы говорили дочкам: выходи, потом разведешься, главное, чтобы ты была замужем хоть немножко. Это статус.

В западной культуре больше равенства. Все-таки практика равенства (экономического, карьерного) с мужчинам там больше. Там браки достаточно равные или достаточно статусные, или достаточно выгодные.

— Относительно детей очень хотелось бы спросить. Многие взрослые люди, мужчины и женщины, выбирают сознательно, что они хотят быть одни. Но ведь детям все равно комфортнее в полной семье? И как мы будем воспитывать детей при таких раскладах?

— Вот смотрите, у нас есть некая просто семья, в которой существует несколько этажей жизни. Ребенок — это первый этаж, давайте так назовем, детская подсистема. Вторая подсистема — это родительская, когда двое взрослых людей являются родителями этому ребеночку. Они участвуют в его жизни, они отвечают за его безопасность, они его воспитывают и так далее, и тому подобное.

Еще один этаж или подсистема — это супружеская. Это когда мужчина и женщина относятся друг к другу как мужчина и женщина, не как родители своего ребенка. Это немножко разные вещи. Это и сексуальная жизнь, и отношения власти — кто главнее.

К счастью, все эти подсистемы могут существовать друг без друга. Разрушается, прежде всего, супружеская подсистема, любовь между двумя людьми, или кто-то из партнеров не выполнил обещания и чаяния друг друга. Но от этого родительская подсистема ни в кои веки не страдает.

Двое могут оставаться точно такими же любящими родителями ради своих детей и иметь некую личную жизнь за пределами этого пространства. Вот если жизнь рядом с детишками устроена именно так, тогда и детишки не чувствуют развода родителей. У него есть папа, у него есть мама, и в идеале такой ребеночек просто открывает, как говорят психологи, ногой дверь в любую из семей, мамину или папину, а родители при этом за 5 минут договариваются, где мы ночуем.

Но это, конечно, идеальный вариант, потому что в нашей стране о таком разделении практически никто не знает. Ему нужно учиться.

Также по теме:

Алименты срока давности не имеют

Счастливый брак спасет только развод

Брак убивает тяга к духовному росту?

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала