Хвастанье в соцсетях — путь в лапы преступников

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Как не стать жертвой мошенников, квартирных воров или карманников? Как себя вести в экстренной ситуации? Почему нельзя давать слишком много сведений о себе и своей жизни в соцсетях? Что делать, если вы стали жертвой преступления? Об этом Pravda.Ru рассказал замначальника 4-й оперативно-розыскной части УВД по ЦАО ГУ МВД по Москве Руслан Савинов.

— Руслан, cчитается, что едва ли не 80 процентов пострадавших от действий мошенников, карманников и квартирных воров так или иначе сами виноваты в том, что оказались в незавидном положении. Вы разделяете эту точку зрения?

 - Не берусь утверждать, что процент именно таков, но, конечно, чаще всего подобные преступления совершаются именно из-за того, что люди недостаточно бдительны при общении с малознакомыми или незнакомыми людьми. И мошенники пользуются чрезмерной доверчивостью, особенно те, которые рассчитывают нажиться на пожилых людях, людях с ограниченными возможностями, пенсионерах, имеющих проблемы со здоровьем.

Часто целью такого рода мошенничеств является завладение квартирами. Мошенники втираются в доверие, "обрабатывают" старика полгода-год, пока тот не переоформит на них документы на собственность. Очень часто доверчивые люди, буквально не читая, подписывают бумаги, затем их вывозят из квартиры под каким-нибудь предлогом, например, пожить на даче у бабушки-дедушки, племянницы, а по возвращении они узнают, что квартира уже вовсе даже и не их.

Поэтому первое правило: никогда не подписывать никаких документов, толком их не прочитав! Полиция, безусловно, работает по подобным фактам, но "переиграть" заново такие сделки бывает очень непросто.

Активизировались в последнее время телефонные мошенничества. Поветрие последнего времени: звонят, представляются врачами и говорят: "У вас, как выяснилось недавно, рак в тяжелой степени, но все поправимо, только необходимо немедленно начать лечение. К вам уже едет курьер с нужным лекарством".

И все это время "висят" на телефоне, приглашая к нему для вида то "врача", то "консультанта", не отпуская "жертву" из поля своего внимания ни на минуту. Конечно, еще есть люди, так сказать, старой закалки, которые на подобные уловки не поддаются, сообщают о таких случаях в полицию, так сказать, "для профилактики". Мы работаем с подобными сигналами.

Но поступают так, к сожалению, далеко не все, многие покупаются на этот трюк. В конце концов, на пороге квартиры возникает курьер, отдает человеку нечто под видом лекарства, разъясняет, что со всем этим делать, забирает деньги и отправляется восвояси. Дай Бог, чтобы снадобье в итоге оказалось каким-нибудь безвредным зубным порошком.

Еще один, как ни странно, до сих достаточно широко распространенный способ мошенничества — надувательство с различными розыгрышами, лотереями и т. п. Воистину азарт — неистребимый человеческий порок. Уж сколько об этом говорено-переговорено, а люди продолжают "играть", надеясь, что с неба свалится машина, квартира или отдых на Канарах.

Даже у меня, полицейского, хватает знакомых, которые стопроцентно убеждены в том, что их-то уж точно не обморочат, а в итоге становятся жертвами такого рода мошенничества. Тут только один совет: любые попытки взимать предварительный налог или комиссию за предполагаемый "заманчивый приз" чаще всего означают, что вы связались с мошенниками.

И если уж согласились "поиграть", то прежде чем расставаться со своими кровными, отправляйтесь в офис, разбирайтесь что и как, смотрите на все своими глазами, анализируйте информацию о данной организации и так далее.

— Правомерно ли утверждение, что те или иные виды мошенничества носят "сезонный характер"?

 - Это как сказать. Общей "волновой тенденции" мы не замечаем. Хотя карманные кражи определенно носят сезонный характер. Сейчас, ближе к осени-зиме, их число обязательно увеличится. Люди "перелезают" в более плотную одежду, надевают пальто, и карманникам проще работать, у них появляется больше шансов, что жертва ничего не почувствует.

Одно дело, когда залезают в сумочку, которая висит на полуголом плече, и совсем другое — когда под ней шуба или куртка. Это то, что касается "классических" карманников типа Кости Сапрыкина — "Кирпича" из "Место встречи изменить нельзя".

Но есть еще другая категория подобных персонажей, на жаргоне их называют "кротами". Эти работают исключительно на транспорте: в метро, автобусах. Перед самым закрытием дверей они выхватывают у людей, сидящих поблизости от выхода, сумки, телефоны, планшеты, — все, что угодно, и выскакивают из вагона. Двери в этот момент автоматически закрываются, и оторопевший человек отправляетесь дальше, но уже без своего добра.

Число карманных краж, как правило, возрастает в выходные: на улицах больше людей, они, что называется, пребывают в "расслабленном" состоянии", на эмоциях. Поэтому сумочки, другие вещи всегда нужно держать при себе. Особенно воры любят промышлять в эти дни в "макдональдсах", "шоколадницах" и им подобных заведениях.

Сколько раз бывало: люди зашли, побросали под столик или на сиденья свои сумки и отправились на кассу. Пока судили-рядили, выбирали еду и питье, оплатили, сумки или чемоданы "ушли". То же самое относится к любительницам шопинга, которые, забыв обо всем, начинают примерять те же туфли или сапоги, побросав вещи на пуфиках или скамейках. Причем совсем необязательно воры утащат саму сумочку: система отработана ими до мелочей, они отвлекут внимание жертвы, сумочку откроют и возьмут все, что надо.

Это правда, что карманные кражи относятся к числу наиболее трудно раскрываемых, хотя в тех же торговых центрах видеокамеры развешаны буквально на каждом шагу.

 - Видео, безусловно, может считаться доказательством. Проблема в том, что карманников необходимо ловить непосредственно на факте кражи, чтобы при нем в момент задержания находилась чужая вещь. Они это прекрасно знают, и поэтому работают группами.

Один взял, сразу же незаметно передал другому, другой — третьему, и концы в воду. Мастера-карманники, к слову, считаются в уголовном мире, так сказать, самыми уважаемыми злодеями. Но и по ним мы работаем, собираем доказательства и привлекаем к уголовной ответственности. Кстати, мошенники и воры уже достаточно успешно освоили интернет-пространство.

Что вы имеете в виду?

 - Люди начали слишком много информации о себе выкладывать в различные социальные сети: что купили, сколько потратили, когда уедут отдыхать и насколько, как обычно проводят досуг. Фотографируют буквально каждый свой шаг и потом выкладывают в Instagram, ВКонтакте, другие соцсети. Преступники, чаще всего это квартирные воры, все видят: "Ого, квартирка-то нормальная!", начинают отслеживать "клиентов", зачастую в "реальном времени".

Зачем провоцировать злоумышленников? Нужно меньше информации о себе "сливать" в интернет, и тогда все будет в порядке. Это возвращаясь к вопросу о бдительности. Но если уж вы стали жертвой, то незамедлительно сообщайте в органы полиции. Набираете 02, к вам приедет группа быстрого реагирования, следственно-оперативная группа, начнется работа по поиску преступника.

— Я так понимаю, что масса краж и мошенничеств, о которых мы с вами говорим, остаются "неозвученными". Люди думают: "Ну ладно, стащили телефон или кошелек, а возни будет с этой полицией!"

 - Обращаться нужно по каждому поводу. Вы — жертва, и об этом необходимо сообщить полиции. Она для того и существует, чтобы защищать жителей страны. За каждым обращением потерпевшего обязательно последует действие, направленное в итоге на установление злоумышленника. Обращайтесь по месту жительства, по месту совершения преступления, в любое время суток.

Конечно, если преступление произошло в метро, лучше обратиться в УВД на Московском метрополитене, его сотрудники как раз специализируются на кражах и преступлениях, совершенных "под землей". Что же касается "наземных" преступлений, это уже прерогатива УВД по городу Москве.

Чем раньше пострадавший обратится в органы внутренних дел, тем больше шансов поймать злодея по горячим следам и вернуть похищенное, если это касается карманной кражи. Время важно и в случаях, связанных с телефонным мошенничеством, когда вот-вот в дверь позвонит курьер со своим "добром".

В общем, нашим гражданам нужно учиться быстро реагировать на совершаемое или совершенное преступление, не нужно ничего стесняться. В полицию следует обращаться по каждому факту, каждому поводу, каждому преступлению, и органы уже профессионально разберутся.

Человек, если он пошел на преступление и не понес за это наказание, пойдет на него и во второй, и в третий раз. Каждый, кто оказался потерпевшим или свидетелем, должен сообщать нам об этом. Ведь бывали же случаи, когда неравнодушные свидетели преследовали нарушителей, координируя при этом по телефону действия сотрудников полиции, которые его старались задержать.

Я считаю, что каждый гражданин обязан проявлять бдительность и быть готовым оказать помощь органам внутренних дел, а не относиться безразлично к совершаемому преступлению.

— Согласна с вами, равнодушные люди — это почти сообщники преступников.

 - Люди эти равнодушны ровно до тех пор, пока сами не окажутся в подобной ситуации. И только тогда понимают, что такое равнодушие! Все должны понимать одну-единственную вещь: нас, штатных сотрудников полиции, на самом деле не так уж и много, мы не в состоянии быть везде и всегда, поэтому помощь населения нам крайне необходима.

Сейчас, например, восстанавливаются народные дружины, общественники начинают патрулировать улицы, следить за порядком. Это очень полезное начинание.

— В народе гуляют истории о том, что в отделах МВД уговаривают пострадавших не писать заявления, чтобы не портить статистку. На самом деле это так?

 - Нет, сейчас не так. Может, подобное было раньше, когда я еще не работал в полиции, не знаю. Сейчас полиция открыта для населения. Участковые инспекторы, которые обслуживают административные участки, ежемесячно отчитываются перед населением. Кто бы что ни говорил, но полиция, в основном, работает через участковых, через них идет непосредственное общение с гражданами.

У всех участковых есть приемные часы, людям не обязательно по каждому поводу идти с заявлением в отделение полиции, они могут обратиться со своими проблемами к своему участковому, и он разберется.

Что до сокрытия фактов совершенных преступлений, то сейчас сделать это в Москве очень сложно: слишком много контролирующих органов. Если подобное вскроется, ответственно заявляю, мало никому не покажется.

— А как же пресловутая статистика?

— Наш министр старается организовать работу полиции таким образом, чтобы ее сотрудники не обслуживали какую-то абстрактную "статистику", а реально помогали населению. Статистика в ее прежнем понимании активно искореняется, скоро ее не останется вовсе, и мы станем работать практически по тем же принципами, которыми руководствуются наши коллеги в Европе.

Читайте также:

Криминальная экспертиза. Кто у руля?

Как не стать жертвой карманника

Как избежать ЧП с банковской картой

Праздники: "Моя полиция меня бережет"

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала