Часто приходится слышать, что актерская профессия очень сложная и не такая радужная, как это видится со страниц глянцевых журналов. Но кто же верит этим доводам рассудка? Популярность актерской профессии не убывает, а мест по солнцем становится все меньше. Об этом Pravda.Ru рассказал глава независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.
— Денис, если простыми словами охарактеризовать проблемы в актерской среде, то какая самая основная?
— Сегодня у нас в стране помимо государственных вузов появилось слишком много частных театральных школ, и если говорить о завтрашнем дне выпускников, то большинство из них не могут быть обеспечены работой. Если артист попал в какой-то театр, стал штатной единицей, с ним заключили срочный трудовой договор (потому что бессрочных уже не заключают) и человек фактически попал в действующую труппу — то это уже счастье.
Но, к сожалению, попасть в столичные театры не все могут. Конечно, идет определенная ротация, но не всем туда заказан путь. Соответственно, человек получает свободный диплом и оказывается, как и специалисты других областей, на улице, где может заниматься всем, чем угодно.
Если повезет, будет пытаться сниматься в кино или в сериалах, но в основном все идут кто куда: кто-то в метро ростовыми куклами раздавать рекламу, кто-то по детским садикам и школам, кто-то вообще никуда.
— Неужели частные театральные школы так пагубно влияют на ситуацию?
— Такая тенденция есть, мы плодим огромную армию артистов, которым очень тяжело куда-то трудоустроиться, наша служба занятости этим не занимается, поэтому люди предоставлены сами себе.
Огромное количество вузов, имеющих государственную регистрацию и право давать диплом гособразца, зачем-то открывают на своей базе актерский факультет. А ведь многие хотят стать звездами, стремятся в актерскую профессию, не понимая, что же их ждет в будущем, не задавая себе вопрос: "а кому я буду нужен"?
Их никто об этом не предупреждает. На актерских факультетах задача одна — заработать денег, и обучение там недешевое. Я считаю, что это фактически профанация, потому что уровень образования и уровень актерской школы, который там дается, оставляет желать лучшего.
Если и из государственных вузов потихонечку уходит школа русского психологического театра, то на так называемых актерских курсах преподают вообще непонятные люди. И каждый год коммерческие вузы выпускают по 300-400 человек. Вот такая большая армия артистов у нас.
— Действительно, слишком много людей, которые ищут работу, но если кому-то повезло, он нашел работу в театре, какие дальше ждут проблемы?
— Если брать глобально, то когда я шел учиться в ГИТИС, я не осознавал того, что меня ждет, потому что мы учились при старой системе. В советский период была схема, которая работала очень грамотно, — это распределение после обучения. То есть, если я заканчивал государственный вуз, и государство на меня затратило деньги, я должен был по распределению ехать туда, куда меня направит государство.
И не факт, что я, москвич, остался бы в Москве. Я мог бы уехать работать в Уссурийский драматический театр и не имел права отказаться. Три года должен был отработать. Когда эта система присутствовала, артисты, помимо театров по профилю, шли работать заведующими клубов, вели всякие драматические кружки при разных заводах и фабриках и так далее, то есть занимались профильной работой.
По крайней мере, все были трудоустроены, сейчас мне не понятна вообще политика такого вот массового тиражирования артистов. Это огромная армия, которая практически никому не нужна, и вот они все едут в Москву и Санкт-Петербург, где сконцентрировалось кино, все съемки — в надежде заработать деньги и стать известными.
Но даже если кому-то и выпадает счастливый билет и он вдруг начинает сниматься в каком-то долгоиграющем сериале, то это большое счастье для артиста. Это какая-то занятость на год-полтора года, пока идет проект.
Хотя это не очень большие деньги, актеры работают на износ, практически без выходных, смена двенадцать-четырнадцать часов. Конечно же, они не будут диктовать никаких своих условий, потому что они зависимы и если что им быстро найдут замену.
— У нас много студий, телеканалов. Разве индустрии кино не требуется приток новых и свежих сил?
— Индустрия кино как коммерческая отрасль, которая направлена на извлечение прибыли, у нас отсутствует. Есть такая слабенькая тенденция, но в основном все нацелено на другие цели и задачи.
Если в Голливуде продюсер, сценарист, творческая группа готовятся снимать какой-то очередной блокбастер, то в первую очередь они должны понять, пойдут ли люди это смотреть и заплатят ли они за это деньги.
И ни один человек не будет этим заниматься, если не будет четкой уверенности в том, что кино будет интересно зрителю. Но даже там кинобизнес является нестабильной и неустойчивой сферой, что уж говорить про нас.
Да, у нас государство выделяет ежегодно порядка шести с половиной миллиардов рублей на поддержку киноиндустрии, есть крупные менеджеры, которые получают господдержку, но там тоже не все так просто.
А проблема в том, что никто не стремится делать качественный кассовый продукт, который получит коэффициент кассового сбора. Мы можем по пальцам пересчитать яркие картины нашего российского кино, которые принесли серьезную прибыль и себя оправдали.
— Денис, были ли у вас в практике какие-то вопиющие случаи по отношению к актерам?
— Были. Они состояли в том, что многим артистам, которые уже давно отснялись и выполнили свою работу, по полгода не выплачивают гонорары, и суммы по совокупности большие. Люди просто запуганы, боятся попасть в какой-то "черный список", боятся отстаивать свои права, боятся, что их перестанут приглашать на съемки.
— Что такое актерские "черные списки"?
— Этот термин придумали агенты. Как происходит работа артиста? Есть большое количество агентов, агентств в Москве, около двухсот, которые как бы занимаются занятостью артистов. Они как бы ищут работу, беря за это от десяти до тридцати процентов от гонораров актеров — за то, что им позвонил продюсер или производящая компания и сказали, нужны такие-то типажи — пять-десять человек.
И агент или агентство их предоставляет, беря за это с артиста определенные проценты, достаточно немаленькие. В мировой практике таких огромных процентов нет.
Так вот артист боится, что если он начнет громко отстаивать свои права, требовать своих денег, то у этих агентств или агентов попадет в так называемый "черный список", его перестанут приглашать как неудобного человека, который требует свои деньги. Абсурдная ситуация, но тем не менее это существует.
Поэтому когда мы пытались возвращать деньги и когда дело доходило до суда — артисты сразу идут на попятную, они боятся. Тут уж, к сожалению, ничего сделать нельзя.
— Актеры между собой не солидарны?
— Нет, к сожалению. И это самая большая проблема актерской профессии. И это не только у актеров и людей творческой профессии. У людей, к сожалению, отсутствует профсоюзная культура и культура отстаивания своих прав и интересов. Такой у нас, видимо, менталитет.
Я могу привести примеры европейских стран, того же мощнейшего профсоюза в Голливуде, который существует уже не одно десятилетие. Это очень сильная и мощная организация, которая все отношения между продюсером и актерами выстраивает на договорных документах.
Актерский профсоюз в Голливуде — это серьезная социальная система, которая действительно защищает артистов. И такая система непременно нужна, в противном случае старшее поколение артистов, мое поколение артистов, поколение той молодежи, которая сейчас приходит работать в кино и в театр, фактически обречены на нищету. В конечном итоге, при выходе на пенсию, мы окажемся за чертой бедности. Никто не хочет сейчас это понимать, потому что пенсия для всех — это нечто далекое и непонятное.
Пример — в США артист, выходящий на пенсию, получает львиную долю пенсии от профсоюза, а остальное уже от государства. То есть, где-то тысячу, полторы тысячи долларов он получает только от профсоюзов за то, что он всю жизнь делал взносы.
— Что касается пенсии, были ли такие случаи, когда стареющих артистов выбрасывали из театра? То есть, профессия молодеет, возрастные актеры оказываются не нужны.
— В Cоветском Cоюзе была основная труппа и фактически из этой труппы выносили только вперед ногами, то есть люди там работали вплоть до ухода из жизни. Сейчас все меняется, сейчас рыночные отношения.
— Вы занимаетесь перепрофилированием людей актерской профессии, которые потеряли работу. Как это выглядит?
— Мы подняли этот вопрос вместе с Департаментом по труду и занятости населения Москвы. И этот вопрос касается не только артистов, у нас огромная армия вообще работников культуры, которых можно и нужно переучивать. Пришли к тому, что составили список смежных профессий, которые могли бы помочь переквалифицироваться, пойти учиться, заняться предпринимательской деятельностью.
Ведь актерская жизнь очень и очень сложная. Как говорили в советские времена, тяжела и неказиста жизнь советского артиста, а сейчас уже российского. Смотреть на глянцевые журналы и думать, что наши артисты живут замечательно, в богатых интерьерах, — это только себя обманывать.
Глянцевые журналы, телеканалы пропагандируют элитный образ жизни преуспевающих актеров. И молодежь, заканчивая школу, куда она захочет пойти? Конечно, в актерство. Это нормальное явление, все мечтают стать известными… Но у вас, как у лидера профсоюзного движения, никогда не было желания развенчать все эти мифы?
Я стараюсь при каких-то публичных выступлениях, при каких-то интервью обязательно об этом упоминать. В том числе, мы пропагандируем, говорим об этом на сайте нашего профсоюза. То есть мы стараемся вести разъяснительную работу, но поверьте, когда я был студентом ГИТИСа, я, конечно, тоже мечтал, что когда-нибудь стану народным артистом, стану узнаваемым.
Это естественно для любого творческого человека, любой солдат мечтает стать генералом. Все мечтают быть известными, богатыми, знаменитыми, но богатых, известных и знаменитых, к сожалению, очень небольшое количество.
Если мы возьмем плеяду наших советских артистов, в большом эквиваленте, они просто ушли в страшной нищете. И все об этом знают, все об этом говорят, но никто особо не помогает.
Вот недавно умер артист Игорь Арташонов, мы опять ходили собирали деньги, чтобы похоронить человека. Я лично ездил с Анатолием Борисовичем Кузнецовым, с товарищем Суховым из "Белого солнца пустыни", с Натальей Леонидовной Крачковской, с человеком, у которого кардиостимулятор, с концертами. А почему? А потому, что человеку надо было деньги зарабатывать. Я считаю, что это не нормально, когда больной артист в семьдесят пять лет ездит зарабатывать себе на лекарства.
— Мне кажется, что не может быть такого, чтобы артистам никто не помогал?
— Слава богу, Никита Сергеевич Михалков чем может, тем и помогает, но не может ведь он помочь всем. Должна быть структура, которая будет заниматься этими вопросами.
Читайте также:
"Актеры в Голливуде — микробы в бегущей воде"
Во ВГИКе молодым делать нечего
Минкульт организует Смутное время
Российская "фабрика грез": польза кризиса
Беседовала и подготовила к публикации