Андрей Фурсов: "В мире слушают только сильных"

Историк, социолог, публицист Андрей Фурсов

Антироссийская кампания в западных СМИ с каждым месяцем набирает обороты. Как противостоять ей как на международной арене, так и внутри страны? Этот вопрос главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова задала директору Центра русских исследований Московского гуманитарного университета и Института системного стратегического анализа, историку, социологу, публицисту Андрею Фурсову.

— Во-первых, нужно быть сильными, потому что в мире уважают только сильных. Вообще, оголтелая кампания, которая сейчас ведется против России, — это не новость. Планомерная информационная война против России, русофобская кампания, началась еще в 1820-е годы. И начали ее англичане, потому что уже начали готовиться к Крымской войне. С тех пор, в общем, эта кампания и продолжается. И эту информационную войну в мировом масштабе мы проигрываем. Мы действительно плохо умеем воевать на информационном поле.

С другой стороны, у нас есть подвижки внутри страны. Помните, как себя вели наши СМИ во время Чеченской войны, особенно первой? Но ситуация изменилась, когда были война 08.08. 08, сирийский, украинский кризисы. В украинский кризис государственные СМИ впервые задавили "пятоколонные" СМИ внутри страны. Это очень важный момент. У нас появилась Russia Today, которая лихо воюет на мировой информационной площадке. Но этого мало.

По долгу своей работы я с конца 1970-х годов вынужден регулярно читать западные журналы, примерно 60 изданий. Так вот, если в 1970- 1980-е годы эти журналы были очень разными, то с 1990-х годов начинает складываться ощущение, что всем, кто в них пишет: итальянцам, немцам, американцам, французам, — вставили в голову одну и ту же кассету с записью. Журналистика на Западе на рубеже ХХ-XXI веков закончилась, ей на смену пришла пропаганда: все пишут абсолютно одно и то же. Заработала мощная пропагандистская машина, которой необходимо противопоставить свою пропагандистскую машину. Но для того, чтобы она работала эффективно, в ней не должно быть "пятой колонны", тылы должны быть чистыми.

— Сегодня само понятие "пятой колонны" становится все более размытым. В нее, при желании, какой-нибудь оратор может записать чуть ли не соседского дворника. Как определить, кто на самом деле является "пятой колонной", а кто нормальным, адекватным критиком объективных недостатков, которые пока еще у нас есть?

— "Пятая колонна" определяется очень просто. Одно дело, когда человек критикует недостатки в своей стране, это понятно. Но если он постоянно артикулирует некую позицию, которая совпадает с позицией госдепа США, то он уже не оппозиционер, а представитель госдепа на нашей территории и, соответственно, "пятая колонна".

В новой американской военной доктрине сказано, что в современном мире нет границы между войной и миром. Психологическая информационная война ведется постоянно, и пропагандистская машина — часть военной машины. Следовательно, действовать в этой ситуации следует по правилам военного времени, правилам поведения в прифронтовой полосе.

— Но сегодня есть еще и социальные сети с их стопроцентной "обезличкой"…

— Все разговоры о том, что Facebook и ему подобные сети являются плодами творчества гениальных "гиков", — абсолютное вранье. За этими молодыми людьми стоят Пентагон, ЦРУ, военно-промышленный комплекс США. Собственно, и интернет возник как побочный продукт военных программ.

Я не арабист по профессии, но "арабская весна" меня заинтересовала как один из процессов общей информационной войны. Вы не представляете, сколько небольших групп, занимавшихся изучением блогосферы арабских стран, было создано за три-четыре года до "арабской весны". Кстати, есть и американский проект изучения российской блогосферы.

— Выходит, основной удар нам стоит ожидать по молодежи. Она, по вашему мнению, в состоянии его выдержать?

— Я преподаю в двух университетах, смотрю интернет. И скажу, что нынешнее поколение 20-30-летних россиян, несмотря на всю пропаганду, настроено значительно патриотичнее, чем их сверстники, скажем, в 90-е годы или в начале нулевых. Меняется жизнь, но не меняется принцип, по которому бытие определяет сознание, а не наоборот. Поэтому нам еще предстоит сделать очень многое, чтобы чувствовать себя в полной безопасности.

Читайте также:

Андрей Фурсов: Скрытые причины Второй мировой

Кто и для чего запускает фейковые истории

Киев попал в тенета бандеровской галиматьи

"Цель одна — загнать Россию в положение плебея"

Болтать — не мешки ворочать. О либералах и ценностях

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Интервью к публикации подготовил Сергей Шаров

Беседовала