Уже этой осенью маршрутки в Москве будут перевозить пассажиров по совершенно другим правилам. Правила для частных перевозчиков ужесточатся: парк машин должен быть обновлен, усилится контроль за деятельностью частных извозчиков, в маршрутках станут действительными проездные билеты. Все это является частью реформы наземного городского транспорта.
Любой житель столицы, не отделенный от ее реалий высоким забором рублевской недвижимости и машиной с личным водителем, часто наблюдает такую картину. Вечер будничного дня, на остановке огромная очередь из пассажиров, вот уже полтора часа все ждут нужную маршрутку. И вот наконец она — ровесница учеников средней школы, с лихим водителем, забивающим свой транспорт до отказа, собирающим выручку и контролирующим оплату проезда громогласным "кто еще не передал за проезд?".
Наконец, маршрутка несется по дороге со скоростью, достойной гонок "Формулы 1". Всем сидящим, стоящим, а порой и висящим пассажирам из телефонного разговора водителя понятно — его тоже ждут дома. Вот только доедут ли все участники этой сцены без приключений?
По статистике, сегодня маршрутки — один из самых аварийных видов общественного транспорта. Ежегодно больше 200 человек попадают в больницу после ДТП с участием маршрутных такси. Поэтому реформа наземного городского пассажирского транспорта — своевременный ответ.
Привычные старые "газели", которые стоят и ждут пассажиров около станций метро, исчезнут уже в этом году. Их место займут современные большие автобусы, в которых можно будет расплачиваться обычным проездным.
Маршрутки станут частью транспортной сети города. И это уже не просто планы городских властей. Первый перевозчик, работающий по правилам в интересах безопасности и комфорта пассажира, выйдет на маршруты северо-запада столицы уже этой осенью. Что изменится для пассажира в связи с реформой?
По новым правилам, на маршрутах будет работать транспорт не старше 2 лет. Автобусы, работающие на городских маршрутах, будут ранжироваться по вместимости — большой (до 85 пассажиров), средней (до 40 пассажиров) и малой (до 20 пассажиров). На трассах они будут работать с учетом пассажиропотока.
Частный транспорт должен соответствовать экологическому классу не ниже "Евро 4". В обязательном порядке автобусы быть оборудованы системами климат-контроля и кондиционирования воздуха, электронными системами информирования пассажиров и бегущей строкой внутри салона.
Обязательно наличие системы ГЛОНАСС, видеорегистратора, внутренних и внешних видеокамер. Среди новых требований к транспорту — наличие износостойкого шершавого покрытия против скольжения. К такому решению пришли специалисты, чтобы исключить возможность травмирования пассажиров, едущих стоя.
Придется забыть и о правиле "громко сообщать о своей остановке". Власти собираются упразднить принцип остановки "у магазина", "на пешеходном переходе", "за домом". Такие остановки повышают вероятность ДТП. Кроме того, маршрутки не смогут ждать на остановках, пока не набъется целый салон пассажиров. Водители будут обязаны соблюдать расписание движения.
В государственном контракте прописано также соблюдение умеренного скоростного режима. Нарушителей будут наказывать рублем и в случае регулярных нарушений — разрывом контракта.
Изменится и маршрутная сеть. С учетом пожеланий москвичей скорректированы существующие маршруты и устранены дублирующие друг друга, расширена сеть остановок, чтобы минимальное расстояние до ближайшего остановочного пункта не превышало 400 метров. Об изменениях маршрутов местных жителей должны оповестить с помощью специальных плакатов на жилых домах, остановках и социальных объектах.
Все эти требования — в духе времени. По таким стандартам работает общественный транспорт Берлина, Вены, Будапешта, Лондона.
Сейчас стоимость проезда в городской маршрутке составляет в среднем 35 рублей. Льготники не могут воспользоваться своими правами. После реформирования транспортной сети к оплате будут приниматься билеты городского меню — те самые карты "Единый", "Тройка", "90 минут" и "ТАТ".
При самом примерном подсчете экономия для пассажира при новой системе оплаты составит около 30 процентов. Те, кто часто покупает проездные, знают — билет на 60 поездок "ТАТ" обойдется в 850 рублей. В этом случае стоимость одной поездки составляет 14 рублей. По единому проездному билету на такое же количество перемещений — 23 рубля.
В годовом эквиваленте экономия выглядит внушительно, и составляет порядка 8 -11 тысяч рублей при ежедневных поездках в будни на работу и обратно. Также на коммерческом транспорте будут действовать льготы на проезд.
Еще одна проблема маршруток — это то, что ими не могут воспользоваться люди с ограниченными возможностями. Реформа должна облегчить доступ в маршрутки для этих групп людей — в транспорте появятся аппарели. А большая часть автобусов частных перевозчиков станет низкопольной.
Самое главное, что эта реформа — одна из немногих, которую поддерживают сами москвичи. По опросу общественного мнения, который в этом году провел исследовательский холдинг Romir, 80 процентов жителей столицы высказались "за" изменение работы маршруток.