Почему заокеанские модераторы слово "хохол" сделали матерным, а выражение "самка колорада" не считается нарушением этики? Какие страницы оказываются под запретом? Как влияют социальные сети на сознание? Facebook — это рабочий инструмент, кладезь информации или убийца времени? Эти и другие особенности виртуальной жизни и лексики выясняла главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова в беседе с известными блогерами Дарьей Митиной и Оксаной Шкода.
— Модераторы "Фейсбука" решили, что слово "хохол" оскорбительное, и заблокировали аккаунты замруководителя Роскомнадзора, писателей Эдуарда Багирова, Сергея Минаева и многих других людей. Даже наш МИД выступил с заявлением, что это безобразие, что недопустима такая глупая и циничная цензура. Как вы считаете, МИД правильно сделал или это все-таки "поляна" "Фейсбука" и он может играть по своим правилам?
Оксана Шкода: "Фейсбук" — явно не "поляна" МИДа, это его поле, и поэтому все подобные заявления и просьбы бессмысленны. Собственно, Порошенко в свое время обращался к сотрудникам "Фейсбука", они там просто хихикали. Они делают все, что хотят. Украинского представительства у них нет, но есть группа в Дублине, лоббирующая интересы украинской стороны. Официально они не считаются модераторами, это именно группа, у которой есть списки людей, подлежащих блокировке. Вот просто по этим спискам и блокируются аккаунты. Проводится полнейший мониторинг страниц аккаунта определенных пользователей. Это уже не первый день, не первый месяц.
— Ну, а разве мы этого не знали, это кого-то удивило?
О.Ш.: Да знали, конечно. И не впервые с этим столкнулись. Например, у меня четыре аккаунта в "Фейсбуке", не потому, что мне нечего делать. Основной аккаунт "Ксения Шкода" в блокировке постоянно. В месяц выходит на два-три дня, и опять в блок. Поэтому есть запасной — "Оксана Шкода", но и с ним то же самое. Я открыла "Ксюша Шкода" — опять та же история. Четвертый уже — "Маша Судоплатова". Было такое, что все четыре одновременно заблокированы. Была у меня еще одна страница с огромным количеством подписчиков. Так ее просто удалили безвозвратно.
— Вас это не напрягает?
— Напрягает. "ВКонтакте" я тоже веду аккаунт. Есть, конечно, вариант — вообще плюнуть на "Фейсбук", но поскольку он является уже своего рода СМИ, поэтому плюнуть и уйти, по крайней мере, сейчас, как-то не совсем правильно. Хотя если сотрудники "Фейсбука" продолжат такую активную блокировку, то, может быть, в какой-то момент многие нормальные люди плюнут и уйдут. Тогда там будет клоака какая-то… В "Фейсбуке" соберется вообще полнейшая клоака таких неадекватных свидомых. Сейчас там революция по сути делается.
Дарья Митина: На "ВКонтакте" могут перейти, естественно, российские граждане, но "Фейсбук" хорош тем, что дает возможность общения практически со всем миром, потому там сидят все. А "ВКонтакте" — это все-таки российская площадка. Там достаточно либеральная политика, не особо блокируют, не особо банят, но у него, во-первых, очень неудобный интерфейс для общения. Во-вторых, там нет иностранных корреспондентов, и ты ограничен только российским кругом общения.
Но с "Фейсбуком" история достаточно сложная. Потому что, с одной стороны, да, безусловно, есть политический момент и политическая тенденциозность. События последнего года, безусловно, здесь сыграли роль, но, вообще, из всех знакомых мне соцсетей политика "Фейсбука" наименее понятная и внятная. В пользовательском соглашении в принципе нет никаких критериев и правил, по которым тебя могут забанить.
Допустим, в "Живом Журнале" есть четкий список пунктов, что нельзя делать. Меня несколько раз в "ЖЖ" банили. Там, конечно, были моменты субъективного подхода, но, в принципе, в каждом из этих случаев было формально за что зацепиться. Администрация "Фейсбука" не вступает в переписку, в отличие от того же "ЖЖ", где можно что-то оспорить, высказать недовольство, какие-то доказательства представить, ссылки и прочее.
В ФБ просто появляется плашка, что вы заблокированы на какой-то срок, в следующий раз может быть отключение аккаунта полностью. Нет никаких возможностей пообщаться с модераторами. Там есть только набор электронных опций, тебе никто ничего не обязан объяснять, хотя банят по каким-то совершенно надуманным поводам.
У меня был перепост чужого поста, где сотрудники "Фейсбука" усмотрели гомофобную тематику. На самом деле, гомофобной тематики там не было по-любому, и автора поста не заблокировали, а меня заблокировали. То есть, кто-то на тебя нажаловался, и они автоматически банят. Летом прошлого года, когда шли бои под Иловайском и под Шахтерском, меня забанили чуть ли не на месяц за публикацию знаменитой рейтеровской фотографии с двумя бойцами "Шахтера", один из которых стоит на коленях в слезах. Фотография эта разлетелась миллионными тиражами по всему миру. Почему заблокировали именно меня, не знаю. Видимо, тоже какой-то доброжелатель стуканул.
— Оксана, в прошлом году после бомбежки здания администрации в Луганске были ужасные снимки, в том числе смертельно раненной женщины. И сразу появилось очень много еще более ужасных комментариев в украинских сетях: "самка колорада", "так им и надо", — эти, пожалуй, одни из наиболее мягких. Там было очень много высказываний вообще не совместимых с человеческим обликом. И я так понимаю, что тогда никого не забанили, вся эта сатанинская ненависть и злоба была по вкусу "Фейсбуку"…
О.Ш.: На самом деле, да, ту сторону практически не банят. Они же организованно работают на закрытие неугодных им страниц. В 2013-м — начале 2014 года они просто собирались в закрытые группы и там сообщалось, что надо делать. В определенное время они все жаловались на указанный аккаунт, какую-то картинку или пост. Если на что-то одномоментно идет куча жалоб, то автомат сразу это блокирует. То есть ранее они таким первобытным способом все это делали. Сейчас у них есть целое "Министерство правды", где уже конкретно люди за это получают зарплату. За так называемыми цензорами закреплены определенные соцсети, которые они чистят в соответствии с поступившими указаниями. Это официальная политика Украины.
А сама система в "Фейсбуке" несостоятельная, просто глупая. У меня в мае на месяц заблокировали аккаунт за фотографию "Арматы" с 9 мая по жалобе, что это фото в обнаженном виде. Я написала по этому поводу, что теперь я видела в жизни все, даже обнаженную "Армату". А страницу мою удалили, так как я это все якобы сканирую. У меня все эти приколы есть. На самом деле страница удалена за мою фотографию в музее Великой Отечественной войны на Поклонке на фоне "Битвы за Киев", по жалобе, что это не соответствует нормам сообщества.
— Что такого вы пишете постоянно, что четыре аккаунта все время закрывают?..
— Я выставляю свои личные статьи, другие на политическую тематику. У меня четыре аккаунта, у каждого около пяти тысяч друзей...
Д.М.: Банить не будут, если писать про котиков или кулинарные рецепты… Я, конечно, тоже в основном пишу про политику, но и на всевозможные кулинарно-бытовые темы тоже бывает. Естественно, за это меня ни разу не банили. Самое смешное - одного из моих друзей на днях забанили с формулировкой "за размещение фотографий обнаженного тела", хотя пост у него чисто текстовый, там не было вообще никакой картинки. Возможно, что это просто какая-то ошибка машинная, косяк робота. Технологическое и концептуальное несовершенство всей системы в том, что нельзя вступить в диалог с администратором.
Но мы вынуждены смириться, потому что это частная лавочка. Цукерберг там — барин. Если бы это была государственная сеть, то можно было бы воздействовать по линии МИДа. А здесь можно только юридически. Но серверы у всех глобальных соцсетей американские. Чтобы что-то оспорить, нужно вступать в контакт с американской юстицией, ехать в Америку.
Про российские сети нельзя сказать, что они не развиты, но они как-то для другого предусмотрены. Тексты там практически не пишут, там в основном фотографии да смайлики ставят. В этом плане надо работать, чтобы они стали более актуальными и удобными для пользователей. Если так будет, то с удовольствием мы все перейдем туда.
— Серьезный международный проект мы можем сделать?
О.Ш.: Ну, так, если очень постараться, можно. На основе "ВКонтакте" реальней всего, просто кое-что поменять там надо. И раскрутить. Но это одно. А "Фейсбук" в любом случае останется, как бы то ни было, и он формирует общественное мнение, очень даже формирует. Поэтому нет проблем уйти оттуда в любое время, но я буду там сидеть, надо будет — пятый аккаунт, шестой сделаю. Потому что врага надо бить на его же площадке.
Читайте также:
Даниэль Эстулин: Кукловоды мира всегда в тени
Сайт знакомств как повод для развода
Инна Святенко: "Криминал ищет жертв в соцсетях"
Интернет: как создается вторая реальность
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала