Массовые убийства и вспышки насилия в учебных заведениях за последние 15 лет стали довольно распространенным явлением, особенно в США. Социологи считают, что учащиеся часто совершают преступления, вдохновленные своими предшественниками. Как говорится, дурной пример заразителен… Первый такой инцидент произошел в 1999-м в школе "Колумбайн"(Колорадо).
Первый подобный инцидент произошел в апреле 1999 года в школе "Колумбайн" недалеко от Липтона (штат Колорадо). Два школьника старших классов, Эрик Харрис и Дилан Клеборд, убили 13 своих одноклассников и после этого покончили с собой…
В марте 2005 года в Ред-Лейк, штат Миннесота, 15-летний Джеф Виз убил 9 человек и ранил 15, а сам застрелился… В ноябре 2007 года в финском городе Туусула учащийся Эрик Аувинен расстрелял восемь человек, в том числе и директора школы… Последним патроном Аувинен выстрелил себе в голову и впоследствии скончался в больнице…
В 2012 году 17-летняя девушка из Сан-Диего (Калифорния) пришла в свою школу и устроила там массовый расстрел из автоматического ружья. Ей удалось убить двоих учителей, а также ранить восемь учеников и одного полицейского… Когда девушку забирали в полицию, она заявила: "Ненавижу понедельники!"
В России единственный зафиксированный эпизод массовой "стрельбы в школе" (так называют этот феномен психологи) имел место в начале февраля прошлого года. Десятиклассник московской школы № 263 Сергей Гордеев явился в школу вооруженный охотничьим карабином, взял в заложники 29 своих одноклассников и застрелил учителя географии, который якобы занижал оценки школьнику, шедшему на золотую медаль…
Когда на место происшествия прибыла полиция, Гордеев убил одного из стражей порядка и серьезно ранил другого… Позднее подростка признали психически невменяемым и отправили на принудительное лечение.
Шерри Тауэрс из университета Аризоны в Тусоне (США) обратила внимание на то, что каждый раз у "школьных убийц" появлялись подражатели.
"В январе 2014 года я встречалась с коллегами из университета Пардью, — рассказывает Тауэрс. — В тот день в их студгородке случилась трагедия, в ходе которой студент попытался застрелить и зарезать несколько сокурсников. Узнав об этом, я вспомнила, что на прошлой неделе было три других эпизода стрельбы в учебных заведениях, и я задумалась, является ли это совпадением или распространение подобных идей среди неокрепших умов происходит благодаря нашим СМИ".
Исследователи с помощью компьютерных программ изучили данные по всем зафиксированным случаям массового насилия в учебных заведениях. Выяснилось, что практически всегда на протяжении двух недель после убийств в школах, колледжах или университетах, жертвами которых являлись четыре или более человек, у убийц появлялись последователи, стремившиеся повторить их "подвиг". При этом 20-30 процентов таких преступлений были "эхом" более ранних убийств.
Социологи считают, что тут действует тот же самый механизм, что и в случае "эпидемий" самоубийств, которые часто начинаются после появления в СМИ новостей о громких суицидах, чаще всего совершенных известными личностями.
Обычно подражателями являются подростки или молодые люди с неустойчивой, неуравновешенной психикой. Как правило, у них заниженная самооценка, и самоубийство или убийство они рассматривают как геройский поступок, который обратит на них внимание окружающих и заставит ими восхищаться, ужасаться и проч.
Причиной таких поступков могут быть сложные отношения с родителями, педагогами, сверстниками, плохие оценки, трудности в личной жизни и многое другое… Иногда это является просто способом выпустить пар. Юному убийце кажется, что ему станет лучше, если он уничтожит других людей…
По мнению Шерри Тауэрс и ее коллег, минимизировать последствия таких инцидентов может правильное информирование о них. Ведь, как правило, средства массовой информации концентрируются на кровавых подробностях и опускают психологические моменты… В результате у представителей подрастающего поколения могут смещаться понятия добра и зла. Они могут рассматривать убийцу как потенциальный пример для подражания.
Следует обратить внимание и на компьютерную зависимость. Любители "жестких" видеоигр в "пограничном" состоянии психики могут перестать видеть разницу между реальной ситуацией и виртуальной "стрелялкой", поэтому их морально-этические нормы искажены.
Одним словом, мы имеем дело с крайне опасной социальной тенденцией, которая может усугубляться, если не взять ее под контроль, говорят психологи.
Читайте также: