В разгар лета и отпусков реформа наземного городского пассажирского транспорта идет полным ходом. В ближайшее время маршрутки войдут в единую транспортную сеть столицы. И москвичам предстоит увидеть кардинально изменившийся облик частных автобусов. Для европейских мегаполисов единые транспортные системы уже давно не новость.
В тех же Берлине, Вене или Лондоне частный транспорт уже давно интегрирован с муниципальным. Сейчас по такой схеме готовится работать с коммерческим транспортом Сингапур. Российская столица не отстает от цивилизованного мира. Первый коммерческий перевозчик, уже заключивший контракт с городом, выйдет на маршруты северо-запада Москвы осенью. Но уже сегодня можно выделить три причины, по которым жителям столицы реформа придется по вкусу.
Коммерческий транспорт станет современным и удобным. Конечно, новые стандарты перевозок потребуют от частников вложений — как минимум нужно закупить новый транспорт. Но это необходимо — нельзя экономить на безопасности пассажиров. По правилам, прописанным в пятилетних контрактах, транспорт должен быть не старше 2 лет и соответствовать классу экологичности не ниже "Евро 4".
В обязательном порядке автобусы должны быть оборудованы системами климат-контроля и кондиционирования. Большинство автобусов станет низкопольными — для удобства пользования им мамами с колясками и маломобильными группами граждан.
Автобусы будут оборудованы электронными системами информирования пассажиров и бегущей строкой внутри салона. Обязательно наличие электронной системы ГЛОНАСС, видеорегистратора, внутренних и внешних видеокамер. Среди новых требований к транспорту — наличие износостойкого покрытия против скольжения. С ним даже при резком торможении пассажир не улетит в другой конец салона, увлекая за собой остальных.
Впрочем, правилами регламентируется и поведение водителя. "Лихачей", гоняющих по дорогам, больше не будет. Новые правила обязывают водителей соблюдать умеренный скоростной режим при перевозке пассажиров. Специальные комиссии будут регулярно проверять работу перевозчиков — соблюдение расписания, количество автобусов на линии, чистоту в салоне, действие льгот, соблюдение остановок, и в том числе — вежливое поведение водителя.
Все частные автобусы будут подключены к автоматизированной системе контроля, которая будет учитывать соблюдение расписания, скорость и точное следование маршруту. Также контролировать деятельность частных перевозчиков поможет система спутниковой навигации ГЛОНАСС. С ее помощью будет обновляться информация о времени прибытия транспорта на остановочных информационных табло. В свою очередь, и пассажирам будет куда пожаловаться — на портал "Наш город" или горячую линию Департамента транспорта.
Транспортная реформа меняет систему оплаты проезда. По новым правилам на маршрутках можно будет пользоваться городскими билетам — картами "Тройка, "ТАТ", "Единый", "90 минут". Аналитики утверждают, что это снизит стоимость проезда на треть. Но и при помощи обычного калькулятора дотошный пассажир может подсчитать, сколько можно будет сэкономить. Сейчас сумма проезда на коммерческом транспорте в течение 20 рабочих дней до работы и обратно составит около 16 800 рублей в год. С картой "Тройка" при тех же условиях получится 13 920 рублей, с проездным "Единый" — 11 040, а с билетом для наземного транспорта "ТАТ" и вовсе 6 720.
Еще один бонус для льготных категорий граждан — на коммерческом транспорте они смогут ездить пользуясь предоставленными им государством правами. Для 4,5 миллионной армии льготников Москвы это ощутимая поддержка, которая позволит им с комфортом перемещаться по городу.
Больше комфорта за меньшие деньги. Нет ничего удивительного в том, что проведение реформы поддерживает 70 процентов москвичей. Такие цифры недавно озвучили аналитики исследовательского холдинга Romir, изучив отношение пассажиров к маршруткам. Уже сегодня идут переговоры о применении московского опыта другими городами России.