Общественный транспорт - спасение от пробок

Пару лет назад столичные власти объявили развитие общественного транспорта главной целью работы транспортного комплекса столицы. В первую очередь потому, что общественный транспорт — самая эффективная мера борьбы с дорожными заторами. Пассажир общественного транспорта занимает в 8-10 раз меньше места на дороге, чем пассажир автомобиля.

Поэтому вложения в одну полосу для общественного транспорта дают такой же эффект, как и строительство восьмиполосной автомагистрали. С увеличением числа легковых машин продолжает падать средняя скорость передвижения автомобилей по городу. В то же время расширение дороги и строительство новых весьма затруднено (а в центре города — недопустимо).

Более того, развитие дорожной инфраструктуры лишь стимулирует новый виток автомобилизации: пользователи общественного транспорта пересаживаются на личный транспорт, и вновь построенные дороги исчерпывают свою пропускную способность за 3-5 лет.

Подобная ситуация охватила все крупнейшие города мира, включая Москву, и явно свидетельствует: в городах личный автотранспорт принципиально не справляется со своей основной функцией — доставкой граждан от мест проживания к местам приложения труда, являясь при этом основным источником загрязнения окружающей среды (96 процентов выбросов в атмосферу, значительное загрязнение водных ресурсов и земель).

К развитию направления общественного пассажирского наземного транспорта департамент подошел основательно: усилился контроль за соблюдением расписания, обновился весь транспорт, преобразовалась платежная система — одной картой "Тройка" теперь можно оплатить все, развилась система выделенных полос для общественного транспорта, расширилась сеть остановок, обновилась система навигации и информирования пассажиров. Все для того, чтоб у пассажира всегда была достойная альтернатива личному автомобилю.

"Дикие" частники, маршрут "опасный"

Частный транспорт столицы или, проще говоря, маршрутки — это тоже часть общественного пассажирского транспорта, которая пока, к сожалению, не дотягивает до уровня безопасности и сервиса городского перевозчика.

Ежегодно столичный частный транспорт перевозит около 0,56 млрд человек, это сравнимо с пригородными железнодорожными перевозками Москвы или трамвайными и троллейбусными вместе взятыми, или с населением всей Юго-Восточной Азии!

По оценкам специалистов, 30 процентов рынка частных перевозок нелегальные. То есть, маршрутчики не отвечают за безопасность пассажиров, ездят на свое усмотрение, произвольно выставляют цены, не платят налоги, да и работают, надо честно признаться, только тогда, когда хотят. В 21.00 уже бесполезно ждать маршрутку — она не приедет, так как возить одного-двух пассажиров за рейс не выгодно.

Большая часть подвижного состава коммерческих перевозчиков не соответствует требованиям безопасности и экологическим нормам. Их морально устаревший, а часто и просто неисправный подвижной состав неудобен для пассажиров. Почти половина (40 процентов) маршруток не оборудована кондиционером, подавляющее большинство — не адаптировано для перевозки маломобильных граждан.

Пугает и статистика ДТП: на частном транспорте показатель аварийности на 60 процентов выше, чем на городских автобусах. Только за прошедшую неделю в Москве произошло два крупных ДТП с участием "диких" частных маршруток. В итоге пострадало более 15 пассажиров, 7 человек госпитализированы с тяжелыми травмами.

Сложившаяся ситуация на рынке частных перевозчиков не устраивает ни пассажиров, ни столичные ведомства.

Город нашел оптимальное решение

Решением проблемы с частными перевозчиками стала реформа наземного городского пассажирского транспорта.

В 2012 году город взялся за реорганизацию системы наземного пассажирского транспорта: начата разработка единых стандартов для всех перевозчиков Москвы, нормативно-правовой базы, запущено двухгодичное исследование существующей сети маршрутов столицы.

В 2013 году Департамент транспорта представил первый типовой контракт города с перевозчиком для обсуждения, и целый год на базе Транспортной Ассоциации Московской Агломерации (ТАМА) велся диалог с частниками об условиях государственного контракта.

В том же году был запущен пилотный проект по работе частного перевозчика на 22-м маршруте. Сейчас Департамент транспорта работает над оптимизацией маршрутной сети в рамках реформы наземного городского пассажирского транспорта Москвы. Чиновники сохранили имеющиеся пропорции рынка: 30 процентов — за частными перевозчиками и 70 процентов — за Мосгортрансом.

Реформа наземного транспорта предполагает заключение с перевозчиками пятилетнего контракта на обслуживание 211 маршрутов в 9 округах столицы. В госконтракте предусмотрены жесткие требования к автобусам. Из грязных аварийных маршруток пассажиры пересядут в новый, комфортный транспорт малой, средней и большой вместительности.

Новые автобусы будут оборудованы системами климат-контроля, аппарелями для инвалидов, системами информирования пассажиров. Весь подвижной состав будет соответствовать классу не ниже Евро-4. Транспорт будет работать по понятным и удобным правилам. Не нужно будет стоять и в неизвестности ждать транспорт по полчаса, а можно будет прийти к определенному времени и сесть в автобус.

Еще одно важное условие контракта — весь наземный транспорт будет принимать к оплате только билеты городского билетного меню (ТАТ, Единый, Тройка, 90 минут). Льготные категории граждан смогут воспользоваться своими льготами, а для экономически активных пассажиров стоимость проезда снизится на 30 — 40 процентов. Обязательное условие — транспорт должен быть адаптирован для маломобильных граждан и инвалидов.

Жители заметят изменения в общественном транспорте частных перевозчиков уже совсем скоро — осенью на маршрут выйдет первый "обновленный" частник, а к концу года все коммерческие компании обретут новый цивилизованный облик и будут соответствовать высоким стандартам безопасности и комфорта.