Если хилый - сразу в армию?

Источник: фотоархив Pravda. Ru

Недавно стало известно о новой инициативе минобороны по введению для учащихся школ, ПТУ, других учебных заведений дисциплины "Военно-прикладные виды спорта". Не исключено, что в рамках этой дисциплины будут изучаться навыки ножевого боя, стрельба, военное многоборье и т. д. Инициатива минобороны вполне понятна: процент хилых призывников зашкаливает.

Форма внедрения начинания тоже достаточно необычна для структуры, живущей по принципу "не умеешь — научим, не хочешь — заставим". Дело в том, что дополнительные занятия для старшеклассников будут происходить на добровольной основе.

Признаться, именно этот последний момент и вызывает некоторые сомнения в успешности инициативы военных. Дело в том, что, вообще-то, недостатка в программах физического развития в России нет. Достаточно вспомнить попытки возрождения в последнее время движения "Готов к труду и обороне".

Ну так, спрашивается, зачем же минобороны заниматься практически дублированием и так хорошей госпрограммы? Думается, все дело в том, что, как бы помягче выразиться, успехи по ГТО пока что очень далеки от желаемых — массового физкультурного движения времен СССР.

И, главное, объяснить это каким-то отсутствием патриотизма среди россиян не получится. Патриотов в нашей стране более чем достаточно. Но вот проявить свой патриотизм не только тогда, когда Родина попросить надеть военную форму, но и потренировать себя до призыва для того, чтобы пойти в армию не хлюпиком, а подготовленным человеком — на это у многих решимости не хватает.

Думается, основная причина тут как раз в разности мотивации. Служба в Вооруженных силах — это обязанность. С достаточно серьезными санкциями за отказ от нее. А допризывная физподготовка — дело добровольное.

Нет, возрождать обязательные уроки "начальной военной подготовки" в школах и ПТУ как раз не обязательно. Потому что "обязаловка" обычно приводит к стойкому отрицательному отношению к этому "чему-то". Но можно ж подумать и о положительных стимулах?

Ну, в самом деле, чего ради подростки 15 лет после уроков будут ходить на дополнительные занятия — вместо того, чтобы погулять с друзьями-подругами, поиграть в компьютерные игры, найти себе другие развлечения?

Нет, конечно, есть и достаточно целеустремленные ребята, которые ходят в спортивные секции, "качают мышцы", занимаются теми же единоборствами, наконец. И в армию идут почти что "добровольцами". Потому что они знают — без стажа армейской службы их вряд ли примут на выбранную еще в школе работу в полиции, других силовых органах или охране.

Вся беда в том, что таких ребят не так уж и много, и спортом они и так занимаются, безо всяких внешних стимулов со стороны государственных или минобороновских программ.

А вот для остальных мальчишек, думается, все же нужны дополнительные стимулы. Вообще, частично они в программе "военно-прикладных видов спорта" имеются. Тот же "ножевой бой", например. Как знать — в жизни может и пригодиться.

Возможно, многим подросткам понравится возможность и совершенствоваться в стрельбе из настоящего боевого оружия. Играет же молодежь в "страйкбол".

Но, наверное, для большей заинтересованности старшеклассников в посещении факультативного курса минобороны могло ввести какие-то "льготы". Что если частично засчитывать срок допризывной подготовки в пользу будущей службы в рядах российской армии.

Ведь минобороны справедливо жалуется, что хилые новобранцы в армии тратят много времени на приобретение нужной физической формы.

И вот ту молодежь, которым мускулы и "дыхалку" для бега накачивать не надо, призывать на месяц-другой позже, чтобы она изучала в учебных центрах только военную технику и тактику? Тем самым для таких ребят будет фактически снижаться и срок службы. Что, думается, станет достаточно весомым стимулом для занятий школьниками возрожденной "НВП".

Кстати говоря, в годы СССР по линии ДОСААФ юношей предпризывного возраста еще учили и многим армейским специальностям. Правда, срок службы от этого не снижался. Но этот момент ведь можно и изменить?

Читайте также:

Как научить патриотизму, да и можно ли

День памяти: семь вопросов о священном долге

Армия: модернизация без фанатизма