ДТП - одна из самых больших проблем современной России. Ежегодно на дорогах гибнет более 10 тысяч человек, что сопоставимо с населением небольшого города. Ситуация улучшается, но до идеала пока далеко. О ситуации на дорогах Москвы рассказал Pravda.Ru замкомандира полка ГИБДД по ЦАО ГУ МВД России по Москве, подполковник полиции Дмитрий Варфоломеев.
- Дмитрий Сергеевич, что сейчас происходит на дорогах в самом центре Москвы? Какова статистика ДТП по Центральному округу?
- Дорожно-транспортная обстановка на территории Центрального округа (по итогам первого квартала) имеет стойкую тенденцию к сокращению числа ДТП. Это не может не радовать. Количество ДТП (по сравнению с прошлым годом) сократилось на 39 процентов. Соответственно, сократилось число пострадавших.
— С чем связана эта тенденция?
- Надеемся, что наша работа имеет прямое отношение к этому снижению. В первую очередь, в этом году была серьезно перестроена работа в так называемых очагах аварийности. Очаг аварийности — это специальный термин, который обозначает 100-метровый участок дороги, где в течение года было зарегистрировано три или более ДТП с пострадавшими.
В прошлом году у нас было достаточно большое количество дорожно-транспортных происшествий именно в таких очагах. Но в этом году мы перераспределили силы и средства именно в пользу таких проблемных участков. Уделяли внимание анализу, учитывали статистику по времени суток, дням недели, виду ДТП. Исходя из этих данных, выставили на этих участках дополнительные наряды. А это, во-первых, профилактика.
Когда водители и пешеходы видят сотрудника ГАИ, все-таки сдерживаются от нарушений и более добросовестно ведут себя на дороге. Но сотрудники не просто стояли, а реально работали, что выразилось и в цифрах административной практики, то есть в количестве привлеченных к ответственности водителей и пешеходов. Выяснилось, что на этих участках совершалось много нарушений как раз по тем статьям кодекса, которые влияют на аварийность.
— А где находятся эти очаги? На каких участках дороги в Центральном округе наиболее опасно?
— Всего у нас — 39 очагов. Некоторые опасные участки, к сожалению, традиционны, то есть находятся в списке уже несколько лет. Их нужно коренным образом перестраивать, организовывать наземные или подземные пешеходные переходы. Количество ДТП на этих участках все равно сокращается, но опасные параметры остаются.
Например, Волгоградский проспект, дом 1 — дом 3. Несмотря на то, что рядом находится регулируемый пешеходный переход, светофор, не так далеко подземный переход, но традиционно люди нарушают, идут по более короткому пути к метро.
Нижегородская, Русаковская и Долгоруковская улицы очень проблематичны. Как правило, особо опасные места там, где имеются наземные пешеходные переходы на улицах более 4-х полос. Зачастую наезды происходят из-за того, что часть водителей останавливается и пропускает пешехода, а некоторые, не видя и не убедившись в отсутствии пешехода по крайнему правому или левому ряду, продолжают движение и совершают наезды.
Водитель может въезжать на пешеходный переход только в отсутствии на нем пешеходов. Зачастую бывает самонадеянность или невнимание, неполный контроль за обстановкой вокруг транспортного средства. Опять же влияет время суток и интенсивность движения. Конечно, и пешеход это должен понимать и заботиться о своей безопасности.
— Скоро — большие летние каникулы. Много ли дорожно-транспортных происшествий с детьми?
- С детьми, к сожалению, ситуацию нам не удалось удержать. Произошел рост дорожно-транспортных происшествий на 25 процентов. За предшествующий год было четыре ДТП с ребенком, в прошлом году — пять. Вроде цифры не столь большие — четыре и пять, но все равно.
— Вы рассматривали эти происшествия. С чем связаны эти случаи?
- Конечно, чтобы устранить причины и условия, каждое ДТП подвергается определенному анализу. Во всех этих пяти ДТП опосредованно есть вина родителей. Например, отправили ребенка в школу по маршруту, который предусматривал переход улицы не по пешеходному переходу, потому что так ближе. Хотя пешеходный переход совсем рядом.
Зачастую сложно сказать, чья вина больше. Но нужно хорошо подумать, отправляя 10-11-летнего ребенка в магазин на другую сторону улицы с достаточно интенсивным движением.
Обычно бывает и вина ребенка, и вина водителя. Но часто виноваты и родители, потому что дети были априори поставлены в потенциально опасную ситуацию. Часто родители, спеша куда-то с детьми, своим поведением демонстрируют пренебрежение правилами дорожного движения. К счастью, погибших детей у нас не было. Все дети получили травмы достаточно легкие.
— Какие ДТП случаются чаще всего? Кто в основном совершает дорожно-транспортные происшествия? Что известно о виновниках? И как с этим бороться?
— В Центральном административном округе самая частая проблема — наезд на пешеходов. Из 67 ДТП за 3 месяца — 51 это наезды на пешеходов. Из 4 погибших — 2 пешехода. После проведения расследования выясняется в большинстве случаев, что все-таки — вина водителей. Хотя вина пешеходов тоже бывает главной причиной.
Наземных пешеходных переходов в округе — 2700. Количество наездов на пешеходных переходах и не на пешеходных переходах делится приблизительно пополам. Конечно, всегда априори формально виноват водитель. Но все-таки, пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к пешеходам с просьбой не нестись сломя голову.
— И понимать, что тебе остановиться быстрее, чем автомобилю, который несется…
- Да. Потому что есть такие понятия, как время реакции водителя, остановочный путь, коэффициент сцепления с дорогой… Не всегда водители обладают технической возможностью предотвратить столкновение или наезд. Поэтому бывает, что во время расследования снимается вина водителя за наезд даже на пешеходном переходе.
Вообще нужно быть более терпимыми, доброжелательными, добрыми, улыбчивыми, уважать друг друга водителям и пешеходам. Тогда конфликтных ситуаций и ДТП будет намного меньше. Я считаю, чем хорошее эмоциональное состояние участников дорожного движения положительно влияет на снижение аварийности и повышение безопасности.
Читайте также:
Смысла в ОСАГО нет, а в дорогом - тем более
Стать водителем теперь труднее. И дороже
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала