После распада СССР Латвия вышла в авангард антирусского движения. Это проявлялось в искажении истории, унижении русскоязычного населения Латвии, внешнеполитических выпадах против РФ. При этом Латвия действовала хитрее Украины. Эту тему обсуждают главред Pravda. Ru Инна Новикова и лидер движения в защиту прав русского населения Латвии Илларион Гирс.
— Илларион, латышские власти считают вас русским радикалом, а вы себя называете русским идеалистом.
— Кем я себя называю, тем и являюсь. У нашего товарищества "Русская заря" девиз "Быть, а не казаться". А что в отчетах латвийских спецслужб нас малюют страшными чертями — это вражеский голос, там на белое пишут черное. Есть объективная реальность, мы никаких преступлений никогда не совершали.
— Но против вас возбудили уже три уголовных дела, одно из них за надругательство над латышским флагом…
— Да, на меня завели уголовное дело за несогласие с официальной догмой, которая в Латвии утверждена. Латвия пытается приравнять Советский Союз к фашистской Германии, криминализировали ответственность за несогласие с этим. Мы заранее предупреждали, что выступим решительно против, проявим гражданское неповиновение, поскольку это право на свободу совести.
Они говорят о каких-то преступлениях, геноциде латышей, которого никогда не было. Вот на меня и завели дело за отрицание геноцида, которого никогда не было, за несогласие с тем, что пребывание Латвии в составе СССР было преступной оккупацией, потому что как юрист я знаю, что не было никакой преступной оккупации.
Завели дело за правду. Я сам написал на себя, называл это "явка с безвинной". Такой новый процессуальный документ я направил в Генеральную прокуратуру. После того, как я опубликовал этот документ, эту заметку "Правда по исторической догме", тут же завели это дело. Но оно яйца выеденного не стоит, я уверен, что его выиграю. Я сделал это отчасти для того, чтобы привлечь внимание к проблеме, что Латвия реально пересматривает историю, переписывает и запугивает людей, которые думают иначе.
— В Латвии пересмотр истории длится уже с 1991 года. Выросло целое поколение, в том числе, русских, русскоязычных людей. Хотя те, кто оказался в Латвии после 1940 года, почти 40 процентов стали негражданами, людьми второго сорта.
— Вот, например, мой старший товарищ Евгений Осипов — негражданин. Я — гражданин, потому что мои предки были там еще с петровских времен. В законе сделали такую формулу, что граждане первой республики и их потомки могут стать гражданами и сейчас. И автоматически я получил гражданство.
А мой товарищ, чтобы получить этот статус, должен был пройти унизительный процесс натурализации, согласиться на их версию истории, дать им какую-то присягу. Он отказывается это делать.
Латвия, вообще, независима очень условно. Это государство на поводу у США, по сути, марионеточное государство. Оно могло быть независимым, стать похожим на Швейцарию, но упустило этот шанс.
У Латвии в Конституции записана демократия, но по факту установлена этнократия — латыши вытеснили русских из власти. Старшее поколение не смогло этому противостоять, допустило дискриминацию… Вот сейчас мы, мое поколение, исправляем ошибки наших родителей, которые после развала СССР, к сожалению, спасовали. Когда надо было встать за свои права, они не встали.
Но это не означает, что мы должны смириться с этой несправедливостью, ее проглотить. Раньше латыши и русские нормально взаимодействовали друг с другом. Например, таблички на улицах были на двух языках написаны. Как юрист, я вижу процессуальные документы. Там протоколы допросов были на двух языках, выбирай, на каком хочешь говорить.
Но нынешний режим внес в 1998 году изменения в Конституцию, что только латышский единственный государственный. Но у нас 37.2 процентов людей (это последние официальные данные за 2013 год) дома говорит на русском языке. А их язык признали иностранным, и Европа это проглатывает. Хотя в соседней Финляндии при 5 процентах шведов шведский язык — второй государственный.
В принципе, в Латвии должна быть бельгийская модель — двухобщинное государство. Скооперировать, сделать единое общество не получится, мы можем только договориться об условиях взаимодействия и сожительства.
— Латышское государство, по-видимому, совершенно не заинтересовано в том, чтобы давать какие-то права. Они очень хотели вытеснить русских.
— Они в каком-то смысле оказались умнее укров. Если укры за несколько месяцев провели так называемую "украинизацию", то латыши делали это на протяжении нескольких лет. Менталитет чуть другой, менее горячий, они все это потихоньку варили. Но все равно люди не смирились, в глубине души, в какой-то момент это может прорваться…
Например, был языковой референдум — самая легитимная форма проявления воли народа. И почти все русские, кто имел право голоса, вышли и все проголосовали "за". Латыши были против двуязычия. Их, конечно, больше. Но в таком случае надо решать вопрос не с позиции математического превосходства. К тому же оно меняется. Латыши вымирают, это вымирающая земля, завтра математика будет другой.
Надо решать на основе уважения, тем более если они хотят быть европейским государством. Я выступаю против режима латышской этнократии и считаю его антиконституционным. Мы открыто заявляем, что хотим свергнуть латышскую этнократию, и это в некотором роде вызов действующей власти.
Они могут завести уголовное дело за призыв к свержению государственной власти, но тогда им надо признать, что они этнократия, а они все-таки пытаются доказать, что они демократия. Да, я отказываюсь признать даже их право на государство, они захватили эту власть, она не соответствует Конституции.
Нельзя присягать нацистам, если у тебя есть совесть. Я хочу жить в стране, в которой настоящие герои — ветераны ВОВ — получают подобающее отношение, не боятся надеть свои ордена. А сейчас им угрожают, что будут с них срывать награды, а по столице страны ежегодно 16 марта маршируют фашисты.
Они говорят, что это не нацисты, они просто носили нацистскую форму, их туда призвали. Если так, что же вы с гордостью надеваете это и вспоминаете, как служили в рядах ваффен-СС?
— Какие настроения у русских в Латвии?
— Рейтинг Путина под 80 процентов у русского населения. Но политическое представительство русских монополизировала партия "Согласие", представляемая градоначальником Нилом Ушаковым. Начинали они хорошо, надежды подавали большие, но они предали эти надежды. Этот человек фотографируется на фоне американских танков, встречает их, поддерживает из городского бюджета рассадник русофобии — Музей оккупации.
Он не делает ничего для того, чтобы восстановить русских в правах. Наоборот, он торпедировал референдум по гражданству, этот человек многократно выступал против референдума за двуязычие, и вынужден был его поддержать только после того, как увидел, что движение снизу очень сильное.
На данный момент настрой на такую жесткую борьбу мало кто открыто поддерживает. Ведь все СМИ контролируются, они так или иначе провластные. В Латвии любят говорить, что в России нет свободы слова. Но я России захожу в книжный магазин и вижу книги самой разной политической направленности.
Я читаю любые газеты и слышу, как "Эхо Москвы"вещает, другие оппозиционные каналы, свободно высказываются люди разных позиций в государственных СМИ. Как раз в Латвии нет ничего подобного. В Латвии все лоялистское, даже большинство русских СМИ. Поэтому представляемое мной товарищество недавно решило учредить СМИ и официально заявило, что мы будем освещать события с позиции русских интересов в Латвии.
Русское сообщество продолжает подрываться властями через образование. В 2004 году было ликвидировано, по сути, русское образование. Только в результате жесткой борьбы русских хоть отчасти удалось его сохранить.
Историю в Латвии искажают. Например, в учебнике истории известный концентрационный лагерь смерти Саласпилс называется исправительно-трудовым учреждением. То есть получается, что там людей исправляли смертью. Туда свозили очень много детей и выкачивали из них кровь для солдат Вермахта. Дети после этого массово гибли.
Бесплатного высшего образования в Латвии практически больше нет, бюджетных мест там раз-два и обчелся. Люди вынуждены бросать все и уезжать на заработки, батрачить в Англии, Ирландии. Когда Латвия вышла из СССР, населения было около 2,5 миллионов, сейчас официально -1,9 миллионов, а по факту тысяч на 200 меньше.
Куда эти люди делись? Большинство уехало в Европу, далеко не на лучшие позиции устроились, а батраками. Поэтому некоторая трезвость у латышей начинает появляться. Половина населения не ходит на выборы. Этот режим держится, потому что та часть, которая за привилегии для латышей, достаточно активна, а другие пассивны и подавлены.
Год назад одно солидное статистическое агентство проводило соцопрос. Подавляющее большинство русских высказалось, что при Советском Союзе было лучше, и почти половина латышей сказали также. Это было шоком для власти. Ведь они постоянно внушают, что Советский Союз был ужасным преступным режимом, а тут бац — такое выпадает.
Власть годами работала, чтобы вытравить русскость, на это тратились огромные деньги, но русские все равно хотят оставаться русскими. При этом, к чести латвийских русских, несмотря на латышский национализм, граничащий с неонацизмом, в Латвии так и не возникло зеркального русского ультранационалистического движения.
Хотя на территории Латвии исторически шли очень сложные процессы. В городе Двинск, по-латышски Даугавпилс, и сейчас 90 процентов русского населения. А какое-то время латышей там вообще не было. В Риге их тоже не было, потому что немцы запрещали им там находиться. Только русское самодержавие позволило латышам там жить.
Так что это — большой вопрос, чья это земля? Но русские никогда не проявляли неуважения, не говорили, что здесь будет только русский язык, и все латыши должны смириться с этим и стать русскими.
А они такое нам устраивают. Они не хотят нас видеть равными себе и в открытую проводят такую политику. Мы требуем равноправия. Это — естественно. Да, мы требуем его жестко, потому что в этом вопросе не может быть компромисса. Это международный правовой стандарт, потому что человеческое достоинство мне велит быть равным.
Читайте также:
На Западе снова истерия: "Русские идут!"
Лозунг Эстонии: "Мы — крепость, Россия — враг"
Раз Москва говорит правду, значит, Вильнюс лжет
Рига научит Минск, как дружить с Киевом
Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала