Как не стать жертвой карманника

Источник: фотоархив Pravda. Ru

Карманные кражи до сих пор являются главной головной болью полицейских. Эти преступления тяжело раскрываемы (карманника надо поймать с поличным), а сами воры изобретательны, что называется, с творческой жилкой. Как же не стать жертвой карманника? Об этом Pravda.Ru рассказал заместитель начальника 15 отдела МУРа, подполковник полиции Андрей Гуляев.

Андрей Владимирович, ваш отдел занимается именно раскрытием карманных краж и задержанием лиц, которые их совершают. Расскажите о вашей работе.

— Наша основная задача, действительно, выявление и задержание лиц, которые совершают на территории Москвы карманные кражи. Но этим направлением наша работа не ограничивается. Мы также задерживаем лиц, которые совершают и другие уличные преступления, то есть — грабежи, разбойные нападения, угодны автотранспорта, кражи из автотранспорта.

— У карманников есть различные специализации. Как они подразделяются?

— Да, карманники разделяются по способам и методам совершения преступлений. Есть щипачи, которые с помощью ловкости своих рук совершают кражи кошельков, телефонов из карманов, сумочек граждан.

Так же есть ширмачи, которые используют ширму. Это, например, пиджак, который перебрасывают через руку, полиэтиленовый пакет, папочка, портфель, которым карманники при совершении преступного действия прикрываются, как ширмой.

Есть писаки — от слова писка. Так называется заточенная монетка или лезвие, которыми резали сумки, карманы и похищали оттуда кошелек. Но в последнее время такие преступления практически не совершаются.

Также пропали рыбаки или рыболовы, которые с помощью рыболовных крючков на леске вытаскивали из хозяйственных сумок у женщин кошельки.

Были хирурги, которые с помощью пинцетов из карманов, из задних карманов брюк у мужчин или из боковых карманов верхней одежды с помощью пинцета вытаскивали портмоне. Есть еще трясуны, если вы помните фильм "Место встречи изменить нельзя", знаменитый ручечник, так вот, сейчас мы их называем трясуны.

Это люди, которые встретив вас на улице, вдруг неожиданно начинают вас обнимать, поднимать и говорить, ой, Вася, мы же с тобой в одном классе учились, мы так давно не виделись. Ну вот разыгрывают такую сценку, спектакль, потом понимают, что якобы они обознались и уходят. А на самом деле, пока вас обнимали или выбили или вытащили кошелек.

Можно также делить карманников и по местам совершения карманных краж. Это транспортники, так мы их называем. Это те лица, которые совершают карманные кражи на наземном транспорте. Потому что те, кто у нас совершает кражи в метро, тех мы называем кротами.

Также у нас есть присядочники, это те лица, которые совершают кражи в кафе и в ресторанах, присаживаясь рядом за соседний столик. У нас мужчины, как придут в кафе, пиджачок на спинку стула повесят, в одном кармане — кошелек, в другом — телефон. И сидят мирно беседуют.

Карманники подсаживаются сзади, вешают также на спинку стула свой пиджачок и, делая вид, что полез в свой карман, в свой пиджак, залезают в соседний пиджак и похищают оттуда телефон. Присядочники также пользуются тем, что многие мужчины, когда сидят за столом в общественных местах, портфель ставят рядом с ножкой стула или стола.

Карманники могут просто портфель похитить либо подменить, поставить свой пустой, который они постоянно носят для таких случаев. Они могут, взяв портфель, как говорится на жаргоне, разбить его, то есть вытащить оттуда что-то ценное и поставить его обратно на место. То есть люди творчески подходят к своей профессии и совершают различные преступные действия в зависимости от ситуации.

Также мы называем присядочниками тех, кто в кафе-ресторанах, вешая свою верхнюю одежду на вешалку, прощупывают карманы рядом весящих пальто и курток. Если нащупали где-то кошелек или телефон, они сразу его не похищают, а присаживаются, походят по кафе посмотреть где-то еще что-то интересное и уже, когда уходят и берут свое пальто, похищают ценные вещи, которые они ранее обнаружили.

— А кто ворует в магазинах?

— Их никак не особо не называем. Хотя в магазинах, конечно, тоже очень часто в последнее время совершаются кражи. Хотелось бы отметить, что во многих случаях граждане сами провоцируют преступников на похищения. В обувные магазины люди, особенно женщины, часто приходят с сумочками. Они начинают мерить туфли, сапоги, а сумочку на пуфик или диванчик рядом положили. Пошли к зеркальцу, посмотрели, вернулись, другие туфельки взяли, про сумочку про свою забыли.

В обувных женских магазинах совершают кражи, как правило, тоже женщины. Они подсаживаются рядом под видом того, что тоже примеряют обувь. Когда жертва отвлеклась, они похищают сумку или воруют из нее кошелек, другие вещи.

В продуктовых магазинах — своя специфика. Но опять же большинство людей сами своей беспечностью создают условия для кражи. Например, набрали тележку с продуктами, а сумка с кошельком, чтобы удобней было расплатиться, лежит сверху. Конечно, только ленивый карманник не похитит.

Ведь человек идет с тележкой, в которой сумка сверху, что-то приглянулось на стеллаже, он берет это в руки, поворачивается к тележке спиной, пока читает и рассматривает что это за продукт. В это время карманник, проходя мимо, сумочку просто перекладывает к себе в тележечку и спокойно идет дальше.

— Как обычные люди могут себя обезопасить от таких краж?

— Гражданам просто нужно быть повнимательнее и следить за своими вещами, убирать их подальше. Все вещи должны быть под контролем, лучше убирать их во внутренние карманы или в сумки. Сейчас больше всего воруют телефоны. Ведь не потому, что именно телефоны очень нужны карманникам. Наоборот — с ним мороки много. С похищенным телефоном надо куда-то ехать, его продать, там с покупателем или с продавцом торговаться.

Конечно, лучше украсть сразу деньги, но телефон украсть легче. Мы же его всегда держим в наружном кармане или еще где-то почти на виду, чтобы услышать, не пропустить звонок. Как правило, где-то на транспорте мы держимся за поручень и у нас карман совершенно не прикрыт, мы его не контролируем, чем и пользуются карманники.

Главная сложность нашей работы в том, что мы должны задержать преступника с поличным. Именно с поличным. То есть в тот момент, когда похищенная вещь находится у него в руках или в кармане. Сотрудники полиции должны успеть, незаметно подобраться и внезапно задержать преступника, пока он не успел скинуть похищенное. Это, конечно, очень сложный процесс.

Нужно многое отслеживать, контролировать, а действовать очень оперативно. Наши сотрудники осуществляют работу методами личного сыска. Есть статистика преступлений, мы знаем места, где наиболее часто совершаются карманные кражи, и уделяем им особое внимание.

Мы стараемся перекрывать нашими оперативными группами эти места. Выставляем наряды в торгово-развлекательные центры, большие магазины, на основных остановках общественного транспорта. Ребята выявляют подозрительных личностей, падают на хвост, как мы говорим, и до момента совершения преступления наблюдают за этим человеком.

Очень часто бывает, что преступник не один, а сразу два-три человека, роли у них распределены. Один из них — пастух, он сам не ворует, а смотрит по сторонам, выявляя сотрудников полиции в штатском, то есть нас, и если выявил, дает им команду сваливать.

— Расскажите какие-нибудь интересные случаи из вашей работы.

— Случаев интересных много. Вот недавно в кафе присядочники украли 795 тысяч рублей. Мужчина поставил портфель около ножки стола, сидел, с товарищем разговаривал, а у него в портфеле было 795 тысяч. Мужчина контролировал свой портфель, но уделять ему постоянное внимание — это палка о двух концах. С одной стороны, он контролирует, с другой стороны, он показывает, что в этом портфеле есть что-то ценное.

Это такая же ошибка, как держать крупные суммы деньги в кошельке и, доставая эти деньги для покупки, показывать их. Это для карманника — руководство к действию.

Так и здесь мужчина сидел, придерживая свой портфель ногой. Карманники видели это, догадались, что есть что-то ценное, и решили проверить, что там. Они подошли и, как истинно творческие люди, устроили небольшую потасовочку. Мужчина буквально на несколько секунд ногу отставил, потому что его толкнули. Когда опять ногу приставил, портфель стоял на месте, и он ничего не заподозрил. Но это был уже не его портфель.

То есть за несколько секунд они подменили портфель и поставили на его место свой пустой, который всегда носят для таких случаев. Надо отдать им должное, они хорошо готовятся и подходят к своему делу творчески. Это их работа, специальность.

Мы вот задерживаем карманников, у которых уже по 5-6 судимостей, и все — за карманные кражи. Они свою сноровку, свой навык тренируют и вырабатывают годами. Они ведь прекрасно понимают, что цена промашки — их свобода. А чем выше мастерство, тем меньше шансов попасть в тюрьму. Они живут этим.

— Когда попадается такой большой куш, как 795 тысяч, они какое-то время не работают или все равно продолжают?

— Продолжают, конечно. Подавляющее большинство из них — наркоманы. Каждый день или через день им нужно употреблять наркотики, а они стоят денег. Поэтому они постоянно воруют, никуда от этого они не денутся. А много денег, наверное, не бывает.

Присядочники, как правило, очень хорошо одеты. Когда они зайдут в кафе или ресторан, никто не подумает, что это карманники. Они в хороших дорогих костюмах, с хорошими дорогими портфелями, у них хорошие дорогие туфли. Они подъезжают на иномарках бизнес-класса. То есть их профессия тоже требует расходов.

— Карманники в Москве — в основном местные или приезжие?

— В подавляющем большинстве случаев — это не москвичи, а приезжие из других регионов России и бывших республик Советского Союза. Москвичей очень мало карманников. Из Грузии и Абхазии, я считаю, самые профессиональные карманники. Как правило, это присядочники. И на транспорте они могут обработать хорошо при случае.

Но целенаправленно они совершают свои преступления в кафе или в ресторанах. Ведь туда люди приходят поговорить по бизнесу, люди друг с другом расплачиваются за какие-то дела, дают в долг или возвращают, отмечают какую-то сделку. Там всегда есть состоятельные люди, именно при деньгах.

Как я сказал, мы выявляем лиц, которые не только совершают карманные кражи, но и занимаются другими преступлениями. Недавно ребята задержали двух молодых людей, которые с помощью технического устройства вскрывали машины. Из одной они похитили аж 14 тысяч евро. Молодой человек с девушкой приехали, пошли в магазин, а у них в сумочке находилось 14 тысяч евро. Не проходим мы и мимо других преступлений. Если видим, что подготавливается совершение преступления, то так же наблюдаем, ждем, когда они его совершат, задерживаем.

— Сколько в Москве совершается и раскрывается карманных краж?

— За прошлый год около 11 тысяч заявлений было подано. Раскрыто около 400. Несмотря на то, что нам увеличили штат, для такого большого города, как Москва, численность нашего подразделения, конечно, все равно маловата. Мы всегда в единоборстве с преступниками.

Взять преступников с поличным очень сложно. Тем более что карманник должен обладать большим хладнокровием. Среди них очень много творческих таких личностей, которые пытаются нас обыграть, а мы пытаемся обыграть их. Когда получается, а когда не очень.

— Ваша работа на вас и вашей семье как-то отражается?

— Конечно. Моя жена со мной в магазин не может ходить. Я постоянно ищу карманников. Она говорит: я с тобой не могу ходить в магазин, ты все время что-то высматриваешь.

Читайте также:

Как избежать ЧП с банковской картой

Воровство стало нормой жизни

Самооборона наказуема — и с оружием, и без…

Карманники в метро "косят" под полицейских

Интервью подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала