В прямом эфире видеоканала Правды.Ру побывал доктор педагогических наук, завкафедрой математики Московского института электронной техники, преподаватель физико-математического лицея Зеленограда Александр Прокофьев. Главными темами интервью стали подготовка к ЕГЭ-2015, предстоящие поступления в вузы и новшества, которые появились в ЕГЭ в этом году.
— Александр Александрович, чиновники образования делают победные заявления, что в прошлом году замечательно было проведено ЕГЭ, абсолютно честно. Но сделан очень важный качественный шаг и опять внесены изменения. Как вы считаете, это качественный шаг?
— ЕГЭ по математике будет в начале июня. В сравнении с прошлым годом изменения не то чтобы существенные, но они есть. В прошлом году все выпускники сдавали общий экзамен. Теперь у выпускников есть право выбора. Можно сдать ЕГЭ на базовом уровне, если они выберут профессию, в которой математика не является основной, пойдут в вуз, где математика не входит в число предметов, которые засчитываются.
А все, кто собирается поступать в вузы, где в качестве вступительного экзамена идет математика, должны будут сдавать математику на профильном уровне. На самом деле можно было сделать экзамен точно так же и в прошлом году, потому что на базовом уровне достаточно решить 5-6 задач уровня В.
ЕГЭ состоит из двух частей: В и С. Если школьник решил 5 задач из 14-ти, считается, что экзамен уровня В он сдал. Те, кто собирается сдавать на профильном уровне и поступать в вуз, должны набирать максимальное число баллов, соответственно решать часть С.
В этом же году сделано два разных варианта. Но я не вижу смысла в этих двух вариантах — базовый и профильный отдельный экзамен. Учатся все в одном классе и готовиться все должны одинаково. А теперь получается, что кто-то должен готовиться к одним вариантам, кто-то — к другим. Можно провести один экзамен.
В некоторых областях школьники все равно обязаны сдавать оба экзамена, хотя прописано право школьника сдавать какой-то один уровень. Потом ведь бывает очень много ситуаций, когда школьник говорит, что математика ему не нужна, а потом она ему в конце года понадобится. Значит, если сдал базовый, а потом к началу июня решил, что ему нужно сдавать профильный, соответственно он может сдать профильный.
— Так это же надо опять готовиться дополнительно.
— Так готовиться нужно было 11 лет к этому экзамену. Конечно, есть некоторые склонности, и человек в соответствии с этими склонностями, начиная с начала 10-го класса, уже готовится. Все вузы объявляют о том, какие у них вступительные предметы будут еще в начале учебного года.
К 1 марта все должны уже представить утвержденные правила приема. Там есть перечень дисциплин, то есть тех экзаменов, которые нужно сдавать в качестве ЕГЭ. Школьник должен взвесить свои силы и оценить способности, чтобы не получить двойку по нужным предметам.
Если все-таки родители после 1 марта настаивают на том, чтобы он сдавал экзамены, которые не заявлял, это можно. Только нужно отдельно сходить в департамент, написать заявление, объяснить. Почти вплоть до самых экзаменов это можно сделать.
— Для математика важны одни цифры?
— Ну, почему одни цифры. Когда читаешь, что написал выпускник, то видишь, что он из себя представляет. Ты не только на цифры смотришь. А на то, как он пишет, как он излагает свои мысли, на логику, оформление…
Эксперт проверяет не только цифры и ответ, а весь ход решения. В прошлом году таких задач было шесть, а в этом новшество еще одно появилось — новая задача финансово-экономического содержания, на всякие вклады, проценты.
— Это — математика?
— Это — математика. Но здесь в шутку говорят, что вся страна живет в долг и приучают, как нужно правильно обращаться с процентами. Вот и появилась еще одна задача в уровне С, а времени дополнительного на выполнение экзамена не дано. Весь экзамен 3 часа 55 минут. Вот.
— Понятно. Если не успел решить, то значит остался без понимания кредитов. Когда ЕГЭ начинался, то было очень много недоработок. Прошло уже 11 лет. Все должно быть взвешено, проанализировано, учтено и доработано. Все-таки, что лучше, что более соответствует современным условиям ЕГЭ или прошлая советская система подготовки и экзаменов?
— На самом деле, сам ЕГЭ, все годы как он идет, постоянно меняется. То есть учителя постоянно находятся в напряжении, потому что из года в год — новшества.
— Новые сюрпризы.
— Новые сюрпризы. Вот, скажем, первые 5 лет ЕГЭ усовершенствовался. Мне нравилось содержание, в принципе его можно было довести до ума. Но отменили тестовую часть в конце концов. Потом вдруг резко сменили вообще подход в ЕГЭ. Значит, теперь добавили задачи в обеих частях.
Если раньше на первом этапе ЕГЭ охватывал фактически весь материал, то сейчас — очень дискретно. Одно из моих нареканий в сторону ЕГЭ — это его дискретность.
— Там только материал за последние классы или какие-то выборочные темы?
— Выборочные темы. На ЕГЭ все типы задач заранее известны, а часть тем просто-напросто не нужна. То есть получается, что основная часть выпускников на самом деле готовится к ЕГЭ, поэтому часть тем просто-напросто выпадает из изучения. Сейчас школьники при переходе к новой теме сразу интересуются, будет ли это в ЕГЭ. Если нет, то чего изучать? В вузе эти пробелы очень заметны и очень затрудняют обучение.
Но все-таки некоторый порядок в ЕГЭ наведен, дай Бог его удержать. Ведь идет слишком большое нагнетание, слишком много эмоциональных разговоров. Это можно сделать более спокойно. Прошлогодний экзамен действительно был проведен объективно и честно.
— Вот вы все-таки к ЕГЭ готовите или воспитываете в детях любовь к математике?
— Я не готовлю конкретно к ЕГЭ, но попутно получается. Они хорошо подготовлены. У меня есть учебник в соавторстве с Михаилом Ивановичем Шабуниным из МФТИ. Этот учебник был рекомендован минобразованием. Но вот — последнее веяние — резко сократили количество учебников, и мы вот выпали из этого. У нас — комплект учебников для профильного уровня.
Я могу сказать, что если по этому учебнику отучиться, то часть алгебры и матанализа в ЕГЭ будет успешно сдана. В ходе преподавания, поскольку у меня не только эти учебники, а еще есть масса книг для подготовки к ЕГЭ, я использую задачи в нужное время в нужном месте из соответствующих своих пособий. Соответственно, это еще больше улучшает подготовку.
— И интерес вызывает?
— Да. Я на уроках на ЕГЭ абсолютно не зацикливаюсь. Мы можем уйти далеко от ЕГЭ, то есть вообще заняться вещами, которые к ЕГЭ никакого отношения не имеют.
— Но вы — доктор наук. А школьный учитель может ли себе позволить не зацикливаться на ЕГЭ?
— Есть хорошие учителя, с большим опытом. Они тоже не зацикливаются на ЕГЭ, а просто учат математике. ЕГЭ подготовленный школьник всегда успешно сдаст. Не так страшен этот ЕГЭ. Раньше было один-два учебника, потом их стало больше, еще больше, что когда пошел этап профильного обучения. Если школьник видит себя математиком с уклоном в экономику, ему предпочтительней соответствующие пособия, если уклон в финансы — другие. Курсы несколько разные.
Представители вузов разных направлений пишут учебники с учетом своей специфики. Вот наш учебник — под технический профиль, то есть для студентов технических вузов он написан. Соответственно другие писали под разные свои профили, под разные направления, но ничему это не противоречит. Математика едина.
Сейчас многие, особенно в Высшей школе экономике говорят, что профильные знания меняются через 3-4 года. Да математика уже 150-200 лет не меняется. Что 150 лет назад по математике изучали, то и сейчас изучают студенты 1-2-го курса. То есть математика абсолютно не изменилась. Язык немножко изменился, а математика — нет.
— По кредитам и процентам что-то изменилось…
— Ну, всегда есть некоторые акценты. Когда-то всех призывали в ПТУ идти учиться. Было много прикладных задач, именно промышленных, на добычу, на изготовления чего-то. В каждое время есть свои некоторые нюансы. Поэтому сейчас — эта задача с банковскими процентами, через два года вместо нее, возможно, будет какая-то другая задача. Это дань времени.
Еще с этого года есть возможность добавить 20 баллов к ЕГЭ, причем 10 баллов уже оговорено — это оценка изложения, то есть сочинения, которое школьники уже написали в декабре. Его школьные учителя проверили для оценки в аттестат. Теперь электронные копии всех сочинений — в общей базе. Когда абитуриент будет поступать, то он заявляет о своем номере, этот номер скачивается и его работа уже комиссией вуза проверяется.
И у него есть возможность получить до 10 баллов. Оставшиеся 10 баллов каждый вуз должен к этому моменту в правилах приема написать, за что он их может дать.
Для некоторых категорий уже прописано, за что эти 10 баллов можно получить. Там учитывается, например, участие в спортивных олимпиадах, золотой значок ГТО. Но если этого нет, тогда каждый вуз проводит свои профильные мероприятия — конференцию, викторину, конкурс творческий какой-то и за это начисляет определенное количество баллов.
Раньше на самом деле такая система была, что ведущие технические вузы имели свои физматшколы. Сейчас у некоторых это сохранилось. У Бауманского университета есть два лицея. МИФИ, МФТИ имеют свои школы. МИЭТ имеет свою школу. Просто раньше мы назывались школой 1030 при МИЭ, а теперь мы — лицей 1557.
Внутри этих школ соответствующий вуз готовит своих абитуриентов в соответствии с нужными требованиями, они приходят в свой вуз, при котором они учились. Конечно, часть выпускников и в другие институты идут. Мы готовим хорошо. С результатами ЕГЭ, которые имеют на выходе, наши выпускники человек 15 поступают в МФТИ, человек 20 — в МГУ…
— То есть и на сторону работаете.
— Да. Получается, что работаем на сторону. Конечно, это все не зря, но хотелось бы — больше для себя. Раньше мы выпускали 100 человек, и чуть ли не 80 человек шло к нам в МИЭТ, а сейчас мы выпускаем даже больше, но поскольку у них все открыто, масса возможностей, к нам идет меньше.
На примере МИЭТ я могу сказать, что если хочешь заниматься наукой, то у нас есть все возможности для того, чтобы ей заниматься.
МИЭТ сейчас вошел в число 26 вузов, которые получили звание научно-исследовательский университет. Это соответственно — дополнительное финансирование. Перед этим мы один большой конкурс выиграли. У нас более 2,5 млрд дополнительного финансирования, и оно вложено в оборудование. Есть все возможности для роста.
И много ребят до 30 лет в последнее время уже становятся докторами. То есть хорошие возможности заниматься наукой в России, в том числе в нашем вузе имеются.
Беседовала Инна Новикова
Читайте также:
Мединский: ЕГЭ по истории вводить рано
Светлана Руденко: Судить об успехах ЕГЭ можно будет через 15 лет
ЕГЭ-2014: срок годности — четыре года