СМИ: Депутат-разоблачитель просит силовиков проверить прокурора Кебекова

Непросты последние дни у российской прокуратуры: то и дело ее трясут грандиозные скандалы. Например, начальник управделами Генпрокуратуры РФ Алексей Староверов был допрошен в качестве свидетеля по резонансному и кровавому делу банды GTA. Выяснилось, что Алексей Староверов "сдавал внаем для проживания хозяйственную постройку одному из организаторов обезвреженной преступной группировки".

Дом, в котором жила жестокая банда и хранилось оружие, принадлежит одному из родственников Староверова. Но генпрокурору Юрию Чайке пришлось временно отстранить Староверова от должности — пока происходит служебная проверка.

Другой скандал, правда, с менее яркими результатами (к счастью, в нем не было убийств десятков водителей), встряхнул медиасферу на прошлой неделе. В нем, кстати, тоже фигурирует дом, пусть и не под Москвой, а в Псковской области. Зато какой! Как сообщило агентство "Мосмонитор", прокуратура региона "за 11 миллионов 950 тысяч рублей приобрела дом площадью около 500 кв. м. в четырех уровнях для проживания только что вновь назначенного прокурора Псковской области Тимура Кебекова". Миллионы, естественно, бюджетные. Неудивительно, что псковская общественность искренне возмутилась. Делом заинтересовались местные и даже московские журналисты.

"Возможно, уже в скором времени появится новый герой судебной хроники — прокурор Псковской области Тимур Кебеков. Местные жители уже в открытую говорят о дорогих игрушках прокурора и выходках его подчиненных: это и автомобиль прокурора премиум-класса, и дорогая загородная вилла…", — пишет, например, известный своими расследованиями "Московский комсомолец". Журналисты добавляют, что это "первый и, пожалуй, самый громкий эпизод в карьере Кебекова — его загородный дом". Хм, неудивительно! Ведь "выяснилось, что 12 млн рублей должны были пойти на покупку квартир сотрудникам прокуратуры". В итоге квартиры так и не были куплены, негодуют журналисты, "а у Кебекова появился двухэтажный особнячок с огромными бассейном на первом этаже и другими благами".

Естественно, такое разоблачение кое-кому очень не понравилось. И, как выяснили авторы заметки "МК", стоило в местных СМИ всплыть этой нечистой истории, как "главного редактора издания попытались "закрыть", возбудив уголовное дело о клевете".Вот только суд вышел для прокурора, что называется, боком и ребром — местный журналист его выиграл! Пришлось Тимуру Кебекову за свою покупку отвечать — генпрокуратура провела проверку. Но… "По результатам расследования виновные лица, в том числе прокурор Псковской области Кебеков Т. М., приказом Генерального прокурора Российской Федерации привлечены к дисциплинарной ответственности", — рассказывают журналисты. То есть, переводя с канцелярита на русский, прокурор всего лишь получил "строгач с занесением".

"Стоит отметить, что в возбуждении уголовного дела при этом было отказано. И до сих пор, несмотря на все признаки уголовного дела, никто не попытался проверить прокурора на предмет уголовного правонарушения", — считают авторы-расследователи федерального издания.

Покопавшись в сотне (!) заметок множества российских СМИ, посвященных комфортной жизни прокурора, "Московский комсомолец" выяснил — оказывается, "совсем недавно местные жители заметили у прокурора новый автомобиль — "Мерседес" S-класса". "Все бы ничего, но знающие люди утверждают, что еще полгода назад Кебеков уже обновлял свой автопарк за бюджетный счет", — иронизирует газета.

"В данной ситуации я, например, вижу, вообще-то, состав преступления: это хищение бюджетных средств, это злоупотребление должностными полномочиями, присвоение, растрата. Вероятнее всего, это нужно квалифицировать как растрату. Потому что те бюджетные средства, которые прокурор должен был израсходовать на строительство жилья для сотрудников (как лицо, выполняющее административные функции), он использовал в собственных целях", — заявила информационному агентству Regnum член научно-консультативного совета при Федеральной палате адвокатов России Людмила Айвар.

"Я вижу аналогии по ситуации с министерством обороны, когда государственное имущество присваивалось "себе любимым". И здесь не вступает в силу ответственность за хищение, за кражу, за мошенничество и другие виды незаконного присвоения денежных средств. А ведь [это] именно такие должностные преступления, которые у нас в щадящем режиме наказываются, несмотря на наличие громадного ущерба государству", — сказала Людмила Айвар.

"Это должностное преступление. Либо по заявлению государственных органов, либо по прокурорской проверке, либо при проверке правоохранительных органов решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Но, насколько я поняла, [они] не очень хотят афишировать эту ситуацию. Видимо, прокурор хороший, добрый, дружелюбный, "мягкий", "сладкий" и так далее… Поэтому [дело] спускается на тормозах", — считает Людмила Айвар.

Юрист также отметила, что подобных ситуаций много. Действительно, много — в том числе и что касается подчиненных Тимура Кебекова. Но об этом чуть позже.

А пока предоставим слово еще одному эксперту. Президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев подчеркнул, что, по его мнению, "каждому случаю должны давать оценку представители профессиональной комиссии". "Даже у нас (адвокатов по этике), когда поступают жалобы на адвокатов (особенно коррупционной направленности), мы посылаем материалы в прокуратуру для разбора и принятия соответствующих мер", — сказал он.

"У прокуроров же, следователей, судей, насколько я знаю, все еще более строго — и малейшее нарушение этических норм влечет серьезные наказания. Однако повторюсь, в таком случае нужны специальные исследования. Проверка мотивов, расследование при каких обстоятельствах это случилось. Такая оценка должна быть объективна и сделана с учетом всех конкретных обстоятельств. И, конечно, должна быть дана оценка виновности или невиновности, причастности правоохранителя к совершению правонарушения — кем бы он ни был", — отметил Гасан Мирзоев в комментарии изданию "Свободная пресса". Он добавил, что к "прокурорам должен быть особый, очень внимательный подход и особо бдительное отношение наших граждан — потому как прокуратура надзирает, по сути, над следствием и дознанием".

Ну, а теперь — как и обещали, про сослуживцев псковского прокурора. Издание "Аргументы недели", данные которого также цитирует "МК", рассказывает, что "вольготно себя ведет не только прокурор, но и его подчиненные". Да уж, яблочки от яблони, как говорится…

"Около года назад в Псковской области разразился очередной скандал. В одной из социальных сетей появились фото первого заместителя прокурора Псковской области Эльмиры Канаевой и ее дочери Анастасии. На них Анастасия позировала в форме немецких войск (экспонат музея) времен Великой Отечественной войны. Еще на одном из снимков с ней сфотографировалась и сама зампрокурора области в морской форме адмирала", — сообщает "МК".

Журналисты добавляют, что "закончилась это все административным делом, Анастасию обвинили по статье "пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций". Вот только дело… закрыли за истечением срока давности. Удивительно? А то, что Анастасия, как пишет "МК", "по сей день, несмотря на скандал, продолжает занимать должность помощника прокурора"?

А ведь еще, как сообщает псковское издание "Антикоррупционный фронт", сотрудники псковской прокуратуры "погуляли на славу". Например, ведомственный водитель был задержан за сбыт наркотиков, находившихся в служебной машине. Осужден на 9 лет лишения свободы. Но псковская прокуратура обжаловала приговор и в результате срок Вафину снизили до 6 лет лишения свободы.

С машинами и ГИБДД у псковской прокуратуры, по словам местных журналистов, отношения особые. Например, в 2010 году помощник прокурора Островской межрайонной прокуратуры Артем Ворошилов на своем автомобиле сбил человека. Следственное управление в возбуждении уголовного дела отказало, да и "по версии прокуратуры в день ДТП Артем Ворошилов уволился из прокуратуры по собственному желанию". Также в 2010 году за нарушение ПДД в Пскове "гаишники" останавливают машину. За рулем — водитель прокуратуры Печорского района, а на пассажирском сиденье — прокурор Печорского района. Нетрезвы. И. о. прокурора Пскова приезжает, чтобы забрать у ГИБДД составленный протокол, потом возвращает его, а потом он теряется. В смысле — протокол. И если бы не копия у ГИБДД, дело бы не закончилось законным наказанием для водителя и взысканием для начальника.

Еще один и. о. прокурора — на этот раз Усвятского района — был задержан за получение взятки и "получил" в суде 3 года колонии. А другой сотрудник прокуратуры и подчиненный Кебекова был задержан ГИБДД пьяным за рулем. Но вместо лишения прав — "привлечен к строгой дисциплинарной ответственности".

Такого ли поведения от работников прокуратуры ждут россияне? И когда они все это видят — какое отношение к правоохранительным органам формируется?

"Общественность всегда вправе рассчитывать на применение всех норм законодательства — если хотите даже оценки с точки зрения морали. Безусловно, вышестоящие структуры следствия должны принять соответствующее решение. Это в их компетенции", — таково мнение Гасана Мирзоева. С которым сложно не согласиться.

Впрочем, есть надежда, что "шалившим сестрам" все-таки достанется "посерьгам". Как стало известно Pravda. Ru, известный депутат, коммунист-разоблачитель Валерий Рашкин на основании имеющихся в СМИ материалов направил депутатский запрос главе СК РФ и генеральному прокурору с описанием ситуации и требованием разобраться и провести-таки проверку, которая может привести к возбуждению уголовного дела в отношении прокурора Тимура Кебекова. Но найдут ли высокопоставленные силовики в себе решимость разобраться в ситуации, бросающей тень на все ведомство?