Ежегодно в Москве изымаются сотни тысяч тонн контрафактного товара. Часто подделывают алкоголь. Как наша полиция нас бережет от подделок? Можно ли самим распознать "паленую" алкогольную продукцию? Об этом в прямом эфире Pravda.Ru рассказал заместитель начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Москве Алексей Зеленцов.
— Больше всего подделывают алкогольные напитки?
— Подделывают много различной продукции. Подделывать могут медицинские препараты и различные технического направления, и одежду, и обувь.
Алкоголь на слуху, потому что наиболее опасен для здоровья потребителей и любая некачественная продукция может привести к летальным последствиям. В прошлом году и начале этого года в некоторых регионах были большие проблемы с этим. Много было сюжетов в средствах массовой информации о том, что в том или ином регионе умирают люди от того, что приобретают контрафактный поддельный алкоголь с превышенным содержанием тех или иных вредных к употреблению и опасных для здоровья и жизни элементов.
В Москве, наверное, ситуация несколько иная. Поскольку Москва все-таки больше на виду. Производителям незаконной продукции сложнее найти нишу на таком достаточно конкурентоспособном рынке. Здесь большое количество сетевых магазинов, брендовых розничных супермаркетов, которые в какой-то степени поддерживают свой статус, борются за свое имя и ведут достаточно добросовестно работу по приобретению и отбору производителей продукции, товары которых в магазинах представлены. Поэтому для Москвы эта проблема больше проявляется в районах, которые более удалены от центра. Там есть возможность продажи поддельного алкоголя в небольших круглосуточных магазинах типа ларьков.
— Если покупать алкоголь в центре столицы, то можно быть уверенным, что он не контрафактный?
— Дело в том, что в центре столицы ларьков уже нет. Их давно демонтировали благодаря усилиям правительства Москвы. В основном это нормальные магазины, в которых почти гарантирована вероятность купить качественный алкоголь и другую качественную продукцию. Это очевидно. Мы за последнее время не выявляли в магазинах реализацию контрафактной продукции, в том числе контрафактного алкоголя. Это факт.
— А не было случаев, чтобы в крупных торговых сетях попадались контрафактные товары?
— За последнее два-три года точно не было. Нашим управлением проводилась достаточно результативная работа.
Информация, которую мы получаем в основном касается производителей, которые занимаются производством контрафактного алкоголя. В основном все нелегальные цеха, мини-заводы псевдопроизводителей находятся в регионах.
Приведу два примера такой эффективной, качественной работы наших сотрудников. В конце 2013 года, буквально за неделю до Нового года, в результате длительных следственно-розыскных мероприятий в Рязанской области был обнаружен цех по производству элитного алкоголя. С очень большим оборотом. Ежедневная продуктивность производства — свыше пяти тысяч бутылок. Те, кто там работал, готовились, естественно, к Новому году и не только обеспечить такой продукцией Москву и другие регионы. Мы отрабатывали небольшие магазины, смотрели, общались, в итоге вышли на этот цех. В результате эта преступная деятельность была пресечена. Виновники были задержаны, арестованы. Все активные члены этой группы получили реальные сроки уголовного наказания.
В этом году в Московской области был обнаружен цех тоже по производству водочной и коньячной продукции. Тоже по размаху не меньше, чем был в Рязанской области. Тоже были задержаны виновные и привлечены к ответственности.
Несколько лет назад подпольных производств гораздо больше было. Они в Москве были даже. В отдаленных районах Москвы находили небольшие подпольные цеха по производству или розливу. То есть не обязательно там производили, в некоторые привозили в цистернах и разливали. Сейчас в столице такого практически нет. Все производство в основном в отдаленных регионах.
— А в регионах УБЭП хуже работает?
— Нет, ни в коем случае нельзя так сказать. Во-первых, само производство значительно снизилось в объемах. Поскольку большой выбор той продукции, который есть в магазинах, в принципе и цены, делают незаконное производство не слишком выгодным. Информации, в том числе в средствах массовой информации, достаточно много. Уже люди могут анализировать и ориентироваться. Соответственно, и те, кто эту деятельность осуществляет, тоже мониторят рынок и прогнозируют ситуацию. Поэтому гораздо меньше стало производиться поддельного алкоголя. Лица, осуществляющие такую незаконную деятельность, проводят какие-то контрмероприятия, стараются обезопасить себя от действий оперативной работы со стороны сотрудников подразделений УБЭПа. Но во всех регионах работа ведется. Мы общаемся с коллегами, информацией обмениваемся, происходит постоянное здоровое сотрудничество.
— Алкоголь подделать наверное проще всего. А что еще подделывают? Какие продукты питания?
— Второй вредный для здоровья продукт — сигареты. Тоже одно из направлений. Тоже один из продуктов потребительского рынка, который подделывают больше всего, поскольку курильщиков в нашей стране меньше не становится. Поэтому мероприятия, проводимые нашими сотрудниками, выявили значительные поставки в Москву некачественной поддельной табачной продукции. Она также распространялась на обычных рынках, с лотков у метро, куда поступала с оптовых баз. Мы вычислили все, установили активных участников, производителей, перевозчиков, реализаторов. Было возбуждено дело, и все они были привлечены к ответственности. Шли большие партии, известные бренды, которые чаще всего приобретаются нашими потребителями.
Табачная продукция в основном производится вне пределов России. Для ее производства, конечно, нужно оборудование. Руками сигареты не склеишь, в пачки не поместишь и не запечатаешь. Привозилась из стран Азии продукция, там уже производство налажено. В целом большинство контрафактных товаров производится там, где наиболее дешевая рабочая сила. Это страны Азии, в том числе близкой к нам Средней Азии, Восточной Европы. В данном случае работа нами ведется и совместно с таможней.
В деле производства контрафакта потерпевшая сторона — это не только потребитель, который приобретает некачественный товар и тратит свои деньги, но и правообладатель, та компания, которая владеет брендом и которая несет так или иначе материальные и репутационные издержки. Мы взаимодействуем с различными компаниями. Они предоставляют своих экспертов. Они сами собирают и предоставляют нам информацию о предприятиях и лицах, которые занимаются производством и продажей некачественной продукции, незаконно используя бренд компании.
Много проводилось мероприятий. Дела такие возбуждались по самым разным товарам. "Диор", конечно, не все покупают. Цена там высокая. Поэтому наиболее подделываемыми товарами являются кроссовки, спортивная одежда. Ее независимо от материальных возможностей люди приобретают. Удобно, практично, дешево.
— А как обстоят дела с продуктами питания?
— Их подделывают реже. Но были мероприятия недавно и по ним, в частности по мясной и молочной продукции. Чаще всего это не подделка в полном смысле, но вопросы, связанные с некачественной мясной продукцией, - они все равно стоят. Производители для увеличения количества используют различные препараты, которые для потребителя вредны. Роспотребнадзор выдает порой такие результаты исследований, что страшно становится от того, что может произойти с людьми.
Читайте также:
Женский алкоголизм: как лечиться? Разговор с наркологом
Алкоголь и политики: Украина ушла в запой
Маргиналы: карать или реабилитировать?
Крым поднимет российское виноделие
Прихоти все-таки убьют человечество
Беседовал Антон Фролов