Герман Клименко: С чего начинался Рунет

История русского интернета (Рунета) тянется с лихих девяностых. Для Рунета они тоже были лихими, но несколько в другом смысле: на рынок мог войти любой и стать в очень короткий срок крупным игроком. Однако до интернет-революции было еще далеко. О трендах Рунета в эфире видеоканала Pravda. Ru — руководитель проекта LiveInternet Герман Клименко.

— В старом известном фильме есть фраза "через 20 лет не будет ни кино, ни театра. Одно сплошное телевидение". Когда Рунет только зарождался, вы думали, что скоро он поглотит собой все?

— Иначе бы мы туда и не лезли… Но он и не поглотил. Конечно, он откусил большую долю, даже больше того, на что мы максимально рассчитывали. Я с 1998 года в интернете. До сих пор помню, как несколько позже я разговаривал с главным редактором сайта "Московский комсомолец", он говорил, что не надо давать в интернет много информации, чтобы не воевать с прессой, а я уже тогда считал, что рано или поздно бумага все-таки будет умирать.

— Как вы поняли, что туда надо идти?

— У меня военное образование, я системный программист, только военный. Достаточно специфическая школа. Палками, конечно, нас не били, но эффективность обучения была достаточно высокая. У меня диплом назывался "Лямбда-исчисления, теория предикатов и метод их оценки в космической обстановке". Тогда это была новомодная тема экспертной системы, которые управляли космическими спутниками. Такое чистое программирование, я бы, наверное, диссертацию защитил. К технике я всегда был склонен.

Если бы не перестройка, так бы и занимался. Но в связи с перестройкой ушел торговать чем мог, потому что очень хотелось кушать. А потом, когда деньги появились, в индустрию вернулся, но уже не как программист, а как руководитель. В конечном итоге, первый интернет-проект появился. Дата покупки домена List. ru — 18 августа 1998 года. На тот момент казалось, что все плохо, и нужно хоть что-то сделать. Было непонятно, как выживать во всей этой истории, но почему-то мне показалось, что за интернетом будущее. И я оказался прав. Интернет меня по-крупному спасал несколько раз.

Читайте также: Авторское право и "Яндекс". Кто кого?

— То есть вам удавалось монетизировать свой бизнес в Сети?

— Да. List был достаточно хорошим проектом с точки зрения денег. Когда я его продал Юрию Миллеру, который на тот момент учился собирать такие империи, которые сейчас у нас есть, — mail.ru и ВКонтакте. List был прибыльным при небольших затратах. На тот момент, чтобы стать инвестором в интернете, достаточно было купить домен и тратить 300-400 долларов в месяц на программистов. Зарплаты у программистов были небольшие. И компетенции были очень маленькие. Любой человек, пришедшей в интернет, через месяц становился крупнейшим экспертом, самым знающим. Потому что сам интернет был очень маленьким. Посещаемость List. ru была 10 000 посетителей в день. По нынешним меркам это вообще не посещаемость, а на тот момент это было много.

— Вы как-то сказали, что тогда запускать проекты было интересно, а сейчас не очень. Почему?

— Как говорится, "лучше быть полковником на Камчатке, чем генералом в Москве". Кто приходил тогда в интернет, становились сразу же полковниками. У нас была такая Камчатка, куда шли люди, которые не могли себя реализовать на 100 процентов в реальной жизни. У меня в реальной жизни был аудиторский бизнес, немножечко банковского, но было понятно, что снизу ничего не сделаешь. Банк и аудиторская компания не станут крупными. А зайти через интернет показалось очень интересно.

Все, кто сейчас наверху, в то время и зашли. В то время для того, чтобы сделать стартап, достаточно было идеи и понимая куда двигаться. Все мы клепали со скоростью звука, что могли. Что-то выжило, что-то нет. Но нужно было очень сильно верить в то, что это выстрелит. В конечном итоге многие, кто тогда сделал ставку в неизвестной отрасли, нашли свою золотую жилу. Как люди ехали в Эльдорадо, не зная точно, что там есть, что нужно делать, как искать, так и здесь. А сейчас стартапов-то нет в природе, обкэшались менеджеры Яндекса, менеджеры Mail. ru, менеджеры крупных компаний. На рынке присутствует минимум 300 профессиональных менеджеров, которые прекрасно понимают, что делать в интернете.

Сейчас везде хороший дизайн и программинг при хорошей нагрузке. И стартап в смысле, что под тобой ничего нет, уже невозможен. Ты обязательно должен либо иметь экспертизу, то есть ты должен быть профессионалом. За тобой должна быть история. Ведь в реальной жизни сейчас никто не доверит открыть ресторан человеку, у которого нет опыта рестораторского. Раньше это проходило. Принципиальная разница между тем, что было 15 лет назад и сейчас в том, что посторонний человек с улицы уже зайти просто так не может. Надо очень-очень много платить.

Читайте также: Времена дикого интернета и диких блогеров ушли

Лента.ру, созданная тогда Антоном Носиком, существующий до сих пор и имеет гиперлояльную аудиторию. Есть связь между давностью проекта и лояльностью к нему либо интернет-технологии могут новый ресурс раскрутить за короткий срок?

— Мы сейчас наблюдаем, как Facebook активно заходит в Россию. Он всю интеллигентную, либеральную часть аудитории перетащил. Креативный класс, можно сказать. Но дальше дело не идет. То есть все-таки лояльность людей старым фронтам присутствует. И в реальной жизни, ведь лояльность чаще определяется не потому, что людям уж очень нравятся привычные банки, а скорее — просто лень ходить, что-то менять. С другой стороны, мы знаем, что Елисеевский гастроном до сих пор у определенного круга старшего поколения пользуется популярностью. Все его знают, люди туда ездят. Есть точки притяжения.

В интернете та же самая история. Она, конечно, более ослаблена по сравнению с реальной жизнью. К тому же в интернете год за пять идет. И создать, и разрушить можно все гораздо быстрее. Но вот есть все-таки еще ЖЖ — до сих пор жив, хотя уже на последнем издыхании. Многие сейчас убежали в Facebook, тем не менее, и ЖЖ еще жив. Там же пишут точно так же Антон Борисович, Лукьяненко и достаточно много других людей. Понятно, что технологически можно перейти на что-то другое, но они все равно, как привыкли этим уродцем пользоваться, так и пользуются.

Возможность выбора присутствует. Но то, что создавалось давно, имеет определенное притяжение. Есть пример авто. ру, самый характерный, форум, который просто поражает воображение в силу того, что ему уже лет аж 15. То есть старый форум, без новомодных фичей, без новомодных каких-то историй. авто. ру — по-прежнему монстр, его пытались снести с рынка кто угодно, и даже я раза три. То есть мы раза три пытались встать на позиции друг друга, но не получалось. Все таки возраст, конечно же, имеет значение. Для того, чтобы резко прорваться в интернете, должна быть новая ниша. А так есть уже какие-то традиции и репутация.

(интервью от 3 октября 2013)