Промывание мозгов россиян западными ценностями в последние двадцать с лишним лет не осталось без последствий. Вот и последние социологические опросы фиксируют, что Россия уже не самая читающая страна, а самая "сериальная" и так далее. В общем-то, понятно, что "золотому миллиарду" и глобальной экономике выгоден именно такой расклад: легче управлять.
Недавно ВЦИОМ обнародовал данные соцопроса, проведенного еще в мае — об отношении россиян к книгам, путям доступа к ним и другим важным моментам. Фактически, данное исследование дополняет июньскую публикацию ученых — относительно структуры читательского спроса на отдельные литературные жанры.
Результаты эти оказались несколько противоречивыми. С одной стороны, количество прочитанных книг на одного человека повысилось — с 3,94 в 2011 году, 4,23 в 2013 — до 4,55 в 2014-м. То есть, вроде бы можно только радоваться — Россия неуклонно подтверждает свою репутацию "самой читающей страны".
Увы, как и в экономике, читательский интерес сравнивают с периодом заката СССР — сравнение это не в пользу современности. Ведь в 1992 году число книг на одного человека в России равнялось 5,14.
Беспокоит и другая тенденция — уверенное нарастание доли людей, которые не читают книг вообще. Таких, по данным ВЦИОМ, стало больше с 27 процентов в 2009 году — до 36 процентов в 2014-м.
Казалось бы — а что в этом плохого? Ну не хватает времени у народа книжку почитать — так свято место пусто ж не бывает? Кто-то телевизор смотрит, кто-то в социальных сетях общается, кто-то в онлайн-играх почти все свободное время проводит.
Читайте также: Зачем ООН подсаживать мир на наркотики
На самом деле, книжное чтение полноценно заменить очень сложно. Во время этого процесса активно работают самые разные формы мыслительной деятельности — память, фантазия, воображение и многое другое, а также связанные с ними зоны мозга. Ведь книга, даже самая пунктуально написанная, все равно представляет из себя только общий "скелет", сюжет, сценарий. Но наполняет ее живым содержанием уже сам читатель.
В свое время известные писатели-фантасты А. и Б. Стругацкие с юмором подметили этот момент в своем "Понедельник начинается в субботу". Там главный герой отправился в "книжное будущее", то есть не реальное, а то, как оно описано в фантастических книгах.
Одно из его наблюдений — почти голые люди с одним-единственным элементом одежды. Как это нередко и описывается в произведениях: "гражданин в сером пиджаке". Вот такие персонажи и представали перед путешественником — одетые в один лишь пиджак, а то и только в галстук. Между тем, любой из нас, читая такие описания, конечно же, не будет представлять героя повести полуголым, но дофантазирует ему все остальные предметы туалета.
А вот при просмотре фильма ничего фантазировать не надо. Все уже нафантазировано до тебя — режиссером, сценаристом, костюмерами, реквизиторами. За кадром остается и большая часть размышлений, переживаний главных героев, их авторских описаний. В общем, все (точнее — то, что посчитали нужным создатели ленты) разжевано — остается только в рот положить.
Но это как и постоянное питание лишь манной кашкой способно привести к атрофии зубов, так и восприятие пережеванной в кино литературы точно также приводит не к самым положительным последствиям для мыслительных функций. Что, кстати, в конечном счете "аукается" и на состоянии самого мозга, да и продолжительности жизни тоже.
Ведь слабо работающие, детренированные мозговые клетки куда более уязвимы для церебрального атеросклероза, инсульта, болезни Альцгеймера. Соответственно, интеллектуалы имеют значительно больше шансов дожить до глубокой старости — да еще и в здравом уме.
Читайте также: Минтруд напомнил гражданам о спорте
Немаловажный момент замены книг на кино — наличие в последних прожеванных идей. Тем более, если смотреть на структуру наличного в России кинорынка. Важную его долю занимает голливудская продукция — да и отечественные фильмы по своей методологии не очень отличаются от заокеанского творчества.
Конечно, такой расклад очень выгоден США в проведении их неоимперской глобализационной политики. Но как быть насчет коренных российских интересов?
Исходя из вышесказанного, понятно, что сохранение и преумножение читающей части российского общества — задача из сферы стратегических государственных интересов. Но как же хотя бы остановить снижение доли читателей-россиян?
Частично дает ответ на этот вопрос и вышеупомянутое исследование ВЦИОМ. Число тех, кто покупает книги, за пять лет практически не изменилось: 34 процента в 2009 и 32 процента в 2014. Зато значительно изменилось соотношение других читательских категорий. Снизились на 13 процентов (с 37 до 24) доля тех, кто берет книги у знакомых, и на 10 процентов (с 27 до 17) тех, кто берет книги в домашней библиотеке.
Но одновременно вырос процент людей, читающих или скачивающих книги в интернете — на 13 процентов (с 5 до 18). Социологи, правда, дипломатично "свалили в одну кучу" скачивающих литературу и бесплатно, и за деньги. Но, думается, доля первых несравнимо больше, нежели вторых.
Между тем, если берущие книги для чтения в городских и прочих библиотеках числятся в "законопослушных гражданах", то скачивающие файлы точно таких же произведений в Сети, как правило, причисляются к "пиратам". То есть, по определению — преступникам.
Читайте также: Компьютеры спасут стариков от депрессии
Собственно, сама такая терминология, если хорошо разобраться, тоже пришла к нам со все того же "благословенного Запада". Который вот уже многие десятилетия успешно решает задачу дебилизации собственного населения, так талантливо заостренную в гениальном произведении Рэя Бредбери "451 градус по Фаренгейту". Где государство под угрозой уголовного наказания запрещало гражданам иметь книги — зато всячески потрафляло просмотру ими телесериалов, ТВ-шоу и прочей "мозгопромывалки", для лучшего контроля над душами людей.
Теперь то, конечно, то же самое делается не столь топорно — повести и романы никто читать не запрещает. Просто стоят они столько, что многие задумываются на дилеммой: "Отказать себе в книге — или, скажем, в питании за несколько дней". А тут тебе сразу и "альтернатива" — телевидение.
Не будем детально касаться момента запрета интернет-библиотек. Ясно одно — при радикальном решении этого вопроса к наличным 36 процентам "не-читателей" добавится еще, ну может, чуть меньше 18 процентов "читателей из Интернета". В общей сложности получится больше половины граждан. Что уже поставит под вопрос наименование России не просто "самой читающей", но и просто читающей страной….