Недавно депутаты Ростовской областной думы обратились в Госдуму Российской Федерации с законодательной инициативой — разрешить тратить средства материнского капитала на покупку автомобилей отечественного производства. Можно заметить, что недостатка в предложениях по этому самому "капиталу" в российском законодательном органе не замечено.
Недавно, например, белгородские депутаты предложили повысить выплаты матерям второго и последующих детей до полутора миллионов рублей. Хорошее предложение, что и говорить. Жаль только, уже сейчас на такие выплаты из бюджета уходит 160-170 миллиардов рублей ежегодно — и это при их нынешнем размере в 429 тысяч рублей. Поэтому, не без рационального зерна, подобные новации обычно именуют звучным словечком "популизм".
Однако предложение ростовчан голым популизмом даже не пахнет. Наоборот, оно учитывает сразу несколько важных экономических, да и психологических факторов.
Ведь в чем состоит сама философия материнского капитала? Это деньги, которые государство выплачивает женщинам в награду за материнство. Но при этом требует, чтобы эти средства шли действительно на "капиталовложения" в будущее мамы и ребенка, а не "расфитькивались" на пусть нужные, но очень быстро проходящие мелочи.
Посему, согласно существующему законодательству, маткапитал можно тратить лишь на строго ограниченные вещи, среди которых: улучшение жилищных условий, образование ребенка, повышение пенсии самой женщины. Но тут уже начинает работать человеческая психология. Получать повышенную пенсию, конечно, хорошо. Но когда она еще будет? Если бы все россияне задумывались о столь далеком будущем, налоговикам не приходилось бы бороться с "серыми зарплатами", из которых не идут отчисления в Пенсионный фонд.
И образование для ребенка — конечно, тоже хорошее дело. Но вдруг он просто не захочет "образовываться" выше, скажем, слесаря, для чего достаточно вполне бездефицитных ПТУ? Ведь и эти заведения дадут ему после совершеннолетия надежный кусок хлеба и достойное положение в обществе. Достаточно взглянуть на то, с каким уважением относятся к "дядям Васям" ничего не понимающие в своих авто менеджеры, преподаватели и прочая дипломированная интеллигенция. Или же, наоборот, дитя станет таким "вундеркиндом", что сможет без труда поступить на любой выбранный факультет престижного вуза на "бюджетное" место. Зачем же еще дополнительные деньги за его образование платить?
Вот и получается, что однозначное и немедленное удовлетворение от материнского капитала можно получить разве что от его вложения в покупку нового жилья. Но, опять же, это тоже, может быть, нужно далеко не всем. И куда потом использовать "премиальные" деньги? Немало народа идет на откровенное мошенничество с "обналичкой" маткапитала, что влечет за собой уголовную ответственность, которая, в общем-то, в этом случае носит несколько двусмысленный характер. Ведь когда "сажают" чиновника за "нецелевое использование" государственных средств, это одно. А если "срок" светит женщине, которая пусть и решила "смухлевать" на "обналичке", но все же заслуженных долгой беременностью и тяжелыми родами денег, это уже немножко другое.
В этом смысле пока гипотетическая возможность пустить "материнские деньги" на покупку авто выглядит настоящим "прорывом". Ведь в сознании большинства людей автомобиль является роскошью, атрибутом "красивой жизни". Хотя, на самом деле, как говаривали еще классики-сатирики Ильф и Петров, "это не роскошь, а средство передвижения". Кстати, очень не мешающее и молодой семье, и немолодой для комфортной транспортировки детишек.
Так что, с одной стороны, мама сможет зримо насладиться признанием государства ее нелегкой функции — в виде сверкающей лаком автомашины. С другой стороны, машина эта окажется в семье весьма кстати, ничуть не менее важной, чем лишние "квадратные метры".
Не менее важным моментом является и макроэкономическое измерение указанной законодательной инициативы. Несколько дней назад министерство промышленности и торговли выступило с предложением возобновить действие программы утилизации старых автомобилей. С последующей покупкой новой техники — со скидкой за сданную в металлолом рухлядь. Эта программа за неполные два года способствовала росту в 2010 году производства легковых авто в два раза, легковых коммерческих машин — в полтора раза, автобусов — на 23 процента. Между тем, ныне в российском автомобилестроении уже наметился спад на 2,5 процента, что требует принятия неотложных мер.
Увы, резервы бюджета на такие программы не бездонны. Отчего минпромторг и выступил с предложением "искать альтернативные прямому бюджетному финансированию источники". Ну так вот же, один из этих возможных источников стимулирования автопродаж, даже без утилизационных премий, — материнский капитал! Его размеры за год составляют, как указывалось выше, 160-170 миллиардов рублей. В то время как на всю программу стимулирования утилизации минфин потратил всего-то 16 миллиардов. То есть, достаточно, чтобы всего десятой части российских женщин пришла в голову мысль купить на материнские деньги новенький автомобильчик. И государству даже не придется приманивать граждан "рублем" сдавать на свалки свои допотопные "Жигули" и "Москвичи" прошлого века.
В общем, такая инициатива представляется более чем своевременной и, как говорится, способной "убить одним выстрелом двух зайцев". Подарить желающим этого женщинам не просто полезную и нужную вещь, но и атрибут "красивой жизни", чего порой так не хватается многодетным матерям. И одновременно стимулировать автомобильное производство, что является важнейшим элементом борьбы с глобальным экономическим кризисом во всех без исключения развитых странах мира. Впрочем, окончательное слово — за депутатами Госдумы, которые должны собраться после каникул осенью.
Читайте также:
Кто программирует россиян на вымирание
Материнский капитал поможет переехать